«Мастер золотые руки»
Так коллеги называют токаря по обточке колесных пар Жлобинского вагонного депо Сергея Гудкова.
Словно подтверждая фамилией свою причастность к железной дороге, к любому делу Сергей Дмитриевич подходит основательно и внимательно. В коллективе его ценят за профессиональное мастерство и исполнительность, а молодые коллеги еще и за дельные советы и объективную критику. В прошлом году Сергей Гудков удостоен Почетной грамоты Белорусской железной дороги. Гордится он и наградой родного предприятия, которую получил как победитель деповского конкурса «Профессиональный Олимп» в номинации «Лучший токарь».
Родом Сергей Гудков из Рогачевского района. После окончания школы и Минского профессионально-технического училища № 115 (сейчас колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе – филиал Республиканского института профессионального образования) по распределению попал на столичный тракторный завод. Отслужив в армии, трудился на Белорусском металлургическом, а затем на рогачевском заводе «Диапроектор» и в местном автопарке. В 1997-м устроился токарем в Жлобинское вагонное депо.
– В отдел кадров этого предприятия мне посоветовал обратиться друг, который здесь работал. Он часто шутил, что с такой фамилией, как у меня, только и идти на железную дорогу, – с улыбкой говорит собеседник.
Начало его трудового пути на стальной магистрали совпало с важнейшим этапом развития предприятия: в то время закончилась его масштабная реконструкция. Как вспоминает Сергей Дмитриевич, депо сильно изменилось. Были построены цеха, открылись новые дополнительные отделения, развивались ремонтные мощности, осваивались различные виды ремонта. Появились собственная котельная, бытовые помещения.
Найти Сергея Гудкова в цехе легко: он всегда рядом со своим главным «помощником» – колесотокарным станком.
– Несколько лет назад оборудование прошло модернизацию, и теперь работать на нем – одно удовольствие, – делится впечатлениями собеседник. – Раньше параметры приходилось измерять вручную не только при постановке колесной пары на станок, но и во время процесса, останавливая оборудование. Сейчас же, в зависимости от характеристик дефектов на поверхностях катания колес, программа автоматически выставляет степень глубины обточки до десятых долей миллиметра и скорость вращения.
С помощью кран-балки железнодорожник устанавливает колесную пару на обновленный станок, зажимает ее, выставляет щупы. Далее датчики проводят предварительные замеры профиля, и система автоматически выбирает программу обработки. Обточке подвергаются фаски, поверхность катания и гребень.
За смену токарь оздоравливает порядка 20 колесных пар с эксплуатационными дефектами. А скольким продлил «жизнь» за годы работы – подсчитать сложно. Можно уверенно говорить, что счет идет на тысячи. Но свою работу профессионал однообразной и скучной не считает.
– Любая колесная пара – уникальный «пациент», со своими дефектами, которые нужно «вылечить» при соблюдении жестких требований к качеству, – рассказывает собеседник. – Отступления недопустимы. От точности размеров и соблюдения технологии ремонта колесных пар зависит надежность работы самого важного узла вагона и как следствие – безопасность движения поездов.
Лидия СЕРГЕЕВА