Земля, овеянная славой

Вековые хвойные леса и бескрайние березовые рощи, чистые голубые озера… Вся эта нерукотворная красота манит своим великолепием и делает этот край, через который когда-то проходил путь «из варяг в греки», неповторимым.

…Впервые как поселение Старые Дороги упоминаются в исторических документах в 1524 году. Но заселены здешние места были еще в древности. Подтверждением тому служат археологические находки, обнаруженные на территории региона. В Языле и Щитковичах найдены каменные топоры, датируемые II тысячелетием до нашей эры. Возле деревень Новые Исаевичи и Осовей археологи обнаружили укрепленные городища. Сохранились и захоронения ХІ – ХІІІ веков.
В конце X века земли современного Стародорожского района вошли в состав Туровского удельного княжества, а с XIII столетия – Великого княжества Литовского. С 1395-го по 1612 год эти территории находились во владении князей Олельковичей. В результате второго раздела Речи Посполитой отошли к Российской империи.
Развитие региона в первую очередь было связано со строительством почтовых дорог.
В начале XVIII века здесь прошел Московско-Варшавский тракт. Через леса и болота приходилось строить гати (настилы). С того времени деревню у старой гати и стали называть Старые Дороги. А чтобы не было путаницы, поселение, возникшее восточнее (у новой гати), – Новые Дороги.
После отмены в 1861-м крепостного права помещики открывали в регионе фабрики. Был основан смоло-скипидарный завод, построена лесопилка, а 28 декабря 1896 года из Осиповичей пущен первый железнодорожный состав до станции Старые Дороги. К 1904 году железнодорожная ветвь протянулась к Верхутино и дальше на Уречье. В 1915-м по стальной магистрали можно было добраться уже до Слуцка.
В ноябре 1917 года сюда пришла советская власть. За победу Октябрьской революции сражались и жители района. Так, старшим радистом крейсера «Аврора» служил Антон Мельник – уроженец деревни Залужье.
Глубокий след в истории этого края оставила Великая Отечественная война. Сотни людей призывного возраста отправились на фронт.

Дежурный по станции Сергей Емельянов

С первых дней оккупации заявили о себе подпольные группы. В середине 1942 года был организован отряд «Народные мстители». Вскоре партизаны разгромили немецко-полицейский гарнизон в деревне Синегово.
21 марта 1943 года был создан Стародорожский подпольный райком партии. Отряд «Народные мстители» к тому времени насчитывал почти 300 бойцов. Он был реорганизован в партизанскую бригаду № 100 «Смерть фашизму», позже стал называться «Имени С. М. Кирова».
2 августа 1943 года подпольный райком партии обсудил план развертывания «рельсовой войны». Принятое им постановление стало сигналом к действию для партизан. Только в одну ночь (с 3 на 4 августа) народные мстители уничтожили около 2 тыс. рельсов на участке Старые Дороги – Уречье, взорвали водокачку на станции Верхутино.
Гитлеровцы были обескуражены такими действиями. Они решили вырубить вдоль путей лес, через каждые 500 метров построили дзоты.
В ходе «рельсовой войны» партизанские отряды на Стародорожчине (за второе полугодие 1943 года) пустили под откос 20 вражеских эшелонов, вывели из строя 15 паровозов, 127 вагонов с живой силой, техникой и продуктами, уничтожили 28 автомашин, 12 мотоциклов, убили 544 гитлеровца и 254 полицая.
23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Оборона противника на бобруйском направлении была прорвана. 1-й Красноградский механизированный корпус наступал на Старые Дороги.
На рассвете 28 июня внезапно для гитлеровцев 219-я танковая бригада и полк самоходных артиллерийских установок во взаимодействии с 32-й мотострелковой бригадой нанесли удар с юга в направлении Старых Дорог. Противник, не справлявшийся с атаками, стал отступать в сторону Слуцка. Уже к трем часам дня наши войска освободили город.
В память о погибших воинах был воздвигнут монумент. Рядом с ним на постаменте установлен танк Т-34.
На фронтах и в партизанских отрядах сражалось около 5 тыс. уроженцев района. За годы фашистской оккупации погибло более 6 тыс. местных жителей…
Героическая история Стародорожчины увековечена в мемориалах и памятниках – в районе их более 170.
– Несмотря на то, что большая часть моего сознательного детства прошла в Осиповичах (семья переехала, когда мне исполнилось девять лет), Стародорожчину я считаю своей малой родиной, – признается главный дорожный ревизор по безопасности движения поездов Виктор Тихонович. – Бывая здесь изредка по работе или личным делам, не упускаю возможности пройтись по узким улочкам райцентра, заглянуть в тихие дворы. Это помогает собраться с мыслями, зарядиться положительными эмоциями. Да и люди здесь живут, как мне кажется, более приветливые, гостеприимные, открытые. А природа какая! Дух захватывает!
Домов, где когда-то в Новых Дорогах жили Тихоновичи, уже давно нет, но частичку малой родины Виктор Вячеславович всегда хранит в своем сердце.

На центральной площади

Город Старые Дороги расположен в Минской области в 150 км к югу от столицы. Стародорожский район занимает территорию 1371 км2.
Регион граничит с Пуховичским, Осиповичским, Глусским, Любанским и Слуцким районами. По его территории проходят четыре транспортные магистрали республиканского значения – участок железной дороги Солигорск – Осиповичи и три участка шоссе: граница Российской Федерации – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи, Осиповичи – Барановичи и Марьина Горка – Старые Дороги.
По территории района протекают реки Оресса с притоком Талица, Солон с притоками Солянкой, Освицей, а также притоки реки Птичь – Орижня, Немигля, Даколька.
Есть озера: Буденичское, Синеговское, Скачальское, а также крупное водохранилище Левковское. 52% территории занято лесами. В районе 90 населенных пунктов, в которых проживают около 20 тыс. человек. Половина из них – горожане.

Сегодня регион динамично развивается. Основную долю местной промышленности составляют механический завод, кооппром, предприятие «Формэль», плодоовощной завод – подразделение Слуцкого сахарорафинадного комбината. Здесь выпускают трикотажные изделия, минеральную воду и безалкогольные напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, соки, а также металлоизделия и изделия из пластмассы, оконные и дверные блоки. Тринадцать сельскохозяйственных предприятий специализируются на производстве молока и мяса.
Весомый вклад в экономику района вносит и одноименная станция, где трудятся 14 человек. В эту дружную команду пять лет назад приняли выпускника БелГУТа Сергея Емельянова.
– Производственную практику я проходил в Осиповичах и Минске. После окончания вуза была возможность остаться в Бобруйске, – вспоминает Сергей Яковлевич. – Но меня всегда тянуло в городок, где прошло мое детство. Здесь встретил и свою вторую половинку, вместе воспитываем детей, решился жилищный вопрос. Я считаю, что жить можно везде – и в небольшом городе, и в столице. Главное, чтобы была работа и достойная зарплата. Развлечений достаточно и здесь. А имея машину, в выходные можно съездить куда угодно.

Символ воинской славы — установленный на постаменте танк Т-43

Из памятников архитектуры Стародорожского района сохранились Свято-Георгиевская церковь XIX – XX веков в Залужье, здание почтовой станции конца XIX века в деревне Паськовы Горки, Спасо-Преображенская церковь середины XIX века в Языле, здание почтовой станции второй половины XIX века в Старых Дорогах. Также в райцентре можно увидеть деревянное здание Свято-Николаевской церкви.
А рядом с ним возводится новое – кирпичное. На завершающей стадии – строительство величественного костела.
Жители Стародорожского края знают историю родной земли и уважают ее традиции, передавая их из поколения в поколение. В 1999 году в райцентре был создан историко-этнографический музей, который состоит из нескольких залов. Экспозиция, посвященная периоду Великой Отечественной войны, на примерах героев рассказывает о том, как жили люди в те страшные годы. Два зала оформлены как почтовые станции, еще один переделан в корчму, где можно увидеть старинные рецепты Стародорожского района, которые многие хозяйки используют и по сей день.
Еще одной достопримечательностью можно по праву назвать районный центр ремесел, где хранятся изделия ручной работы, ведь этот край издавна славился мастерами по деревянной резьбе, вышивке и аппликациям из соломки. На базе центра действуют три мастерские, специализирующиеся на вышивке и изготовлении поясов. Здесь можно заказать текстильные куклы и уникальный костюм с вышивкой. Кроме того, созданы кружки, где эти древние ремесла могут изучить все желающие.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика