Январь
Вт
21
2025

Каждый рейс – на «расшифровку»

Около тысячи скоростемерных лент и кассет регистрации аппаратуры КЛУБ ежемесячно проходят через руки техников-расшифровщиков локомотивного депо Орша имени К. С. Заслонова.

Татьяна Кульга и Тамара Цветкова

На участке эксплуатации движение поездов отслеживают пять человек. Причем все очаровательные дамы: Марина Григоренко, Татьяна Кульга, Елена Янкина, Тамара Цветкова и Анастасия Гончарова.
– На эксплуатируемых локомотивах есть бортовое устройство, фиксирующее необходимую информацию в пути следования, – локомотивный скоростемер. Он регистрирует параметры движения поезда: скорость, время, расстояние, работу тормозного оборудования и так далее. Более современный его вариант – аппаратура КЛУБ. Помимо того, есть еще и комплекс КПД-3. Эти устройства позволяют фиксировать все отклонения с точностью до секунды и миллиметра. Мы этот процесс контролируем.
Другими словами, «читаем» хронику движения поездов, – рассказывает техник по расшифровке лент скоростемеров Татьяна Кульга, которая трудится на магистрали уже четверть века. Она потомственная железнодорожница. В депо работали ее родители и дедушка.
Каждый рабочий день этой «зоркоглазой» команды начинается с визита к дежурному по депо. После возвращения локомотивных бригад из рейса машинисты сдают ему под роспись скоростемерную ленту, кассету регистрации аппаратуры КЛУБ или модуль памяти комплекса КПД-3. Перед рейсом все они заправляются в определенные устройства, установленные на локомотиве, и извлекаются оттуда по окончании поездки.
В частности, лента заправляется в скоростемер, кассета регистрации – в кассетоприемник, а модуль памяти – в блок управления.
– Мы трудимся посменно – по 12 часов через два дня. У каждого – свое задание. У нас есть негласное правило: если в первый день ты расшифровываешь скоростемерные ленты, то во второй – занимаешься кассетами аппаратуры КЛУБ и модулями памяти комплекса КПД-3, – объясняет Татьяна Николаевна.
К слову, ей в день нашей встречи достались скоростемерные ленты. С утра она получила их около четырех десятков. По ним ей предстоит оценить действия машиниста при управлении подвижным составом. Расшифровка необходима для контроля работы локомотивных бригад и профилактики нарушений безопасности движения поездов.
Длина каждой скоростемерной ленты зависит от расстояния плеча обслуживания. На двухметровой ленте множество неразборчивых тонких линий и наколов. По ним Татьяна Кульга изучает грамотность действий машиниста в рейсе.
– Самописцы фиксируют не только путь следования локомотива, но и продолжительность стоянки, а также время поезда в пути, скорость движения локомотива, особенности торможения, даже движение задним ходом, прохождение участков с ограничениями скорости, реакцию на сигнал бдительности, – комментирует Татьяна Николаевна. – Образно говоря, в моих руках «линии жизни» локомотивных бригад. Краткую характеристику отработанной смены, а также все замечания мы заносим в соответствующие журналы, с которыми также работают машинисты-инструкторы.
С новыми электронными устройствами безопасности (КЛУБ и КПД-3) в этот день разбиралась Тамара Цветкова. В депо она трудится уже 11 лет. По словам железнодорожницы, работать с ними гораздо
приятнее и легче. Тамара Егоровна вставляет их в специальное устройство, которое считывает файлы поездки с электронного носителя. Их расшифровку осуществляют определенные компьютерные программы.
– Как и на скоростемерной ленте, здесь отражаются основные параметры ведения поезда, работы устройств автоматической локомотивной сигнализации и приборов безопасности, – рассказывает Тамара Егоровна. – Если ее внимательно проанализировать, легко увидеть отклонения от штатной ситуации. К примеру, какая скорость была на определенном участке у грузового или пассажирского поезда, какого цвета огни светофора в момент начала снижения скорости, когда состав окончательно остановился, почему применили экстренное торможение. В сущности, все это – «зеркало» работы машиниста.
По словам собеседниц, иногда при анализе одного устройства безопасности делают сразу несколько замечаний, а бывает, что и ни одного. За каждое нарушение локомотивную бригаду могут отправить на техническое или практическое занятие, внеочередные испытания и даже отстранить от работы.
Чтобы безупречно выполнять свои обязанности, техник-расшифровщик должен быть внимательным и технически грамотным специалистом.
К тому же ему необходимо в совершенстве знать плечи обслуживания, на которых работают локомотивные бригады депо, множество инструкций, приказов и правил.
Благодаря опыту Татьяна Кульга и Тамара Цветкова уже знают все тонкости своей профессии. Этому они обучались непосредственно на рабочем месте, а также выезжали на семинары и специальные курсы. У каждой были хорошие наставники, которые помогали вникнуть в работу. С благодарностью они и сегодня вспоминают Зинаиду Томашевич, Александру Редчиц, Елену Кейзер, Анну Сащенко, Раису Наумову.
Важность этой профессии трудно переоценить. Техники-расшифровщики бдительно следят за добросовестным выполнением локомотивными бригадами должностных обязанностей. Сохранность локомотива, его тормозного оборудования, оптимальное состояние рельсового пути, которое можно обеспечить только при прохождении локомотива с установленной скоростью, и, наконец, жизни пассажиров, сохранность грузов – все это в руках машинистов и их помощников.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика