Три кита мастерства

Техническую грамотность, глубокие знания теории и умение принимать верные решения за считанные секунды – эти и другие способности продемонстрировали участники дорожного конкурса профессионального мастерства среди работников локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и техников по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. Лучшие из лучших из всех отделений дороги в этом году приехали в локомотивное депо Жлобин.

О методах проверки автоматических тормозов машинист электропоезда локомотивного депо Гомель Игорь Силкин (слева) рассказывает старшему ревизору по безопасности движения Витебского отделения дороги Евгению Макаренко

…Несколько минут на сбор в большом зале, решение организационных вопросов – и конкурсанты в сопровождении кураторов отправились к месту проведения испытаний. В первый день определяли лучших машинистов и их помощников, управляющих тепловозами и дизель-поездами, а также техников по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. Во второй день предстояло выявить победителей в пяти номинациях: среди машинистов электропоездов и их помощников, машинистов электровозов и их помощников, а также машинистов-инструкторов. Каждому претенденту на победу необходимо было пройти четыре испытания: два теоретических и столько же практических.
Машинисту локомотивного депо Брест Александру Антонюку выпало первому среди конкурсантов проявить свои знания и умения в эксплуатации крана машиниста № 395, органа управления автоматическими тормозами тягового подвижного состава. На специальном стенде смоделировали четыре неисправности. Задача конкурсанта – за 10 минут их выявить. Существует семь основных способов диагностики, каждый – различной продолжительности. Кто выберет наиболее оптимальные методы, четко объяснит порядок своих действий, тот и наберет на данном этапе наибольшее количество баллов.

Параметры колесной пары измеряет машинист электровоза локомотивного депо Осиповичи Алексей Зут

– Опробование тормозов – важнейшая часть нашей работы. Их исправность напрямую влияет на безопасность движения поездов, – делится впечатлениями по итогам испытания Александр Антонюк. – За 10 минут не все успел сделать. Видимо, повлияло волнение. Убедился, что еще есть, в чем совершенствоваться.
Он трудится машинистом электропоезда более года. Понимает, что перевозка пассажиров – особенно ответственное дело. Необходимо обеспечивать безопасность движения и комфортные условия в поездке.
На втором практическом этапе конкурса машинисты определяли возможные неисправности колесной пары локомотива. За пять минут с использованием четырех шаблонов нужно было провести измерения, объяснить порядок их выполнения, определить отклонение показателей от нормы.
– В нашем деле нет мелочей, – отмечает машинист электровоза локомотивного депо Орша Дмитрий Тымонюк. – Нужно контролировать, чтобы все узлы и механизмы, а также оборудование были исправны. Предельная концентрация необходима в поездке: особое внимание – железнодорожному полотну и сигналам светофоров. Особенно в ночное время.
Об этом он знает не понаслышке. На магистрали трудится с 2003 года, машинистом – с 2011-го. За это время изучил тонкости управления различными видами подвижного состава, в том числе локомотивами серии БКГ.
Помощникам машиниста вместо испытаний на стенде с краном машиниста предложили свое задание – за отведенное время с помощью шаблонов определить состояние автосцепки.
Теоретические знания проверяли на протяжении двух этапов в разном формате. Участники прошли компьютерное тестирование по ПТЭ. Затем конкурсанты давали развернутые письменные ответы на вопросы специально подготовленных к этому конкурсу экзаменационных билетов.
– В последние годы наблюдаем хорошую тенденцию: участники демонстрируют более высокий уровень знаний, – оценил результаты конкурса заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Дмитрий Гольнев. – Большое внимание уделяется теоретической подготовке. Особенно в этом преуспели представители локомотивного депо Гомель.

На этапе компьютерного тестирования

По итогам конкурса его победителями были признаны несколько представителей данного предприятия – машинист тепловоза Владислав Милич, машинист электровоза Александр Семенчук, машинист дизель-поезда Олег Комаренцев, помощник машиниста дизель-поезда Дмитрий Янков, машинист электропоезда Игорь Силкин, помощник машиниста электропоезда Денис Михалькевич.
Впрочем, самые крепкие теоретические знания – это те, что подкреплены практическими навыками. Крайне важны стрессоустойчивость, способность максимально оперативно принимать правильные решения в любых, даже самых нестандартных ситуациях. Поэтому испытания в Жлобине были максимально приближены к реальным ситуациям, но с жестким регламентом по времени.
С ними в нынешнем году также успешно справились и были признаны победителями конкурса помощник машиниста тепловоза локомотивного депо Осиповичи Антон Попов, помощник машиниста электровоза локомотивного депо Минск Алексей Савич, машинист-инструктор локомотивного депо Осиповичи Руслан Попов, техник по расшифровке лент скоростемеров локомотивного депо Витебск Ирина Устинович.

Объявление результатов

Условия труда локомотивных бригад на Белорусской железной дороге в последнее время значительно улучшаются. На это влияют многие факторы, в том числе расширение полигона электрификации, внедрение нового подвижного состава, модернизация существующего. И это требует от машинистов и их помощников углубленных знаний, совершенствования практических навыков.
Конкурс профессионального мастерства, в котором на отделенческом и дорожном этапах участвуют представители разных депо, – хороший стимул для самосовершенствования.
– С учетом возрастающих к локомотивным бригадам требований, – отметил Дмитрий Гольнев, – необходимо активнее повышать квалификацию, развивать профессиональное мастерство.
Особое внимание следует уделить помощникам машинистов. Задача машинистов и машинистов-инструкторов – быть ответственными наставниками, стимулировать развитие их коллег, которые в перспективе займут место за правым крылом локомотива.

Руслан
АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика