В сердце родной Беларуси
В ста километрах от столицы расположился удивительный город с богатой историей и множеством архитектурных достопримечательностей. Сюда приезжают туристы, чтобы побывать в резиденции самого богатого и влиятельного рода Великого княжества Литовского. Замок, подземные тоннели, привидения из семейных преданий, легенды, интриги и даже мистификации… Добро пожаловать в Несвиж!
Его история насчитывает почти восемь столетий. Из глубины веков и сегодня до нас доходят неизвестные факты и открытия… Их возраст сравним с возрастом самого Несвижа. По некоторым данным, первые упоминания о нем относятся к 1223 году, когда на реке Калка произошло сражение древне-русских и половецких войск с монголо-татарами. В этой битве погиб князь Юрий Несвижский. Возможно, от его фамилии и произошло название поселения. Но есть и другие версии. Согласно одной из них, во время охоты князь убил медведя, но забрать с собой огромную тушу не смог и позже прислал за ней слуг. Оказалось, что медведь был уже «не свеж».
Несвиж входил в состав Великого княжества Литовского и переходил «из рук в руки», пока не оказался во владении Радзивиллов. В XVI веке он был одним из главных центров Реформации на территории Беларуси. Активную деятельность в этом направлении развивал Николай Радзивилл Черный. По богатству и положению он был вторым человеком в государстве. Неслучайно в замке хранился еще один экземпляр архивных документов, касающихся истории княжества, – «Метрика ВКЛ», а город называли «некоронованной столицей» Великого княжества Литовского. В то время здесь начала работу типография Сымона Будного, где издавались книги на старобелорусском и польском языках.
В 1565 году владения перешли к Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке, который вошел в историю как человек умный и прозорливый. Он много путешествовал по Европе и задумал перестроить Несвиж по западноевропейскому образцу. Именно он и считается основателем «нового», каменного города. На его средства были возведены коллегиум иезуитов и костел Божьего Тела, началось строительство замка, создано шесть прудов, которые существуют и поныне. В городе было заложено несколько монастырей, активно действовали иезуиты. В 1586 году Несвиж получил Магдебургское право, а также свой герб.
Замок дважды выдерживал осады российских войск во время войны 1654 – 1667 годов, а в 1706-м его захватила шведская армия. Несвиж неоднократно сжигали, после чего вновь отстраивали. В 20-е годы XVIII столетия он обретает вторую жизнь. При дворе князей появляются музыкальная капелла, придворный театр, балетная школа, организовано мануфактурное производство предметов роскоши. Работы по благоустройству замка и города продолжил и Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу «Пане Коханку». Этот человек вошел в историю как самый богатый, любвеобильный, взбалмошный и непредсказуемый представитель семейства, и именно его чудачества послужили поводом для рождения многочисленных легенд и преданий. Он скончался в 1790 году, не оставив после себя наследников. После второго раздела Речи Посполитой город вошел в состав Российской империи.
Следующим владельцем Несвижа стал молодой князь Доминик Иероним Радзивилл. В 1813 году он погиб. С его смертью угасла несвижская ветвь рода Радзивиллов. Более 60 лет они не жили во дворце, управляя имением из Берлина. В 1875-м Антоний Вильгельм Радзивилл со своей супругой Марией Доротой де Кастелян решают поселиться в Несвиже. Благодаря их стараниям были созданы знаменитые парки, обновлен замок, возвращены его реликвии.
В XIX веке в Несвиже некоторое время учились поэт Владислав Сырокомля, классик белорусской литературы Якуб Колас и другие деятели культуры. До 1939 года, согласно Рижскому договору, эти земли входили в состав Польши, при этом Радзивиллы оставались их полноправными хозяевами. В 1940-м Несвижский район вошел в состав Барановичской области.
В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы уничтожили здесь более 10 тыс. человек. В окрестностях действовало несколько партизанских групп. 3 июля 1944 года Несвиж освободили. После войны город стал районным центром, а в замке располагался санаторий. В начале 80-х началась реконструкция дворцово-паркового ансамбля. В 1993-м здесь основали Национальный историко-культурный заповедник «Несвиж», а спустя два года создали историко-краеведческий музей. С 1995 года в городе проводится национальный фестиваль камерной музыки «Музы Несвижа». В 2005-м архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня благодаря таким предприятиям, как Городейский сахарный комбинат, Несвижский завод медицинских препаратов, «Фармлэнд», агрокомбинат «Снов» и другим о регионе знают многие белорусы. По северной части района проходит железная дорога. На его территории расположены две станции – Городея и Погорельцы, а также несколько остановочных пунктов.
«Здесь все свое, родное…»
Недалеко от остановочного пункта Хвоево находится малая родина начальника службы промышленного обеспечения Юрия Мясниковича. В деревне Горный Снов прошло его детство. Сегодня это часть агрогородка Снов – второго по величине в Несвижском районе.
– Горный – значит верхний, – объясняет Юрий Антонович. – Первое упоминание об этих поселениях относится к 1602 году, тогда это были владения Радзивиллов. До середины XIX века два местечка принадлежали роду Рдултовских. С их именем связано и строительство в Снове дворцово-паркового комплекса, до сих пор являющегося одной из жемчужин среди подобных памятников в Беларуси. К слову, сегодня там находится военный госпиталь, а попасть на территорию можно только по спецпропускам. Среди достопримечательностей – костел в честь Иоанна Крестителя, каменная церковь Святых Козьмы и Дамиана. В 1854 году имение Снов купил барон Густав Гартинг – представитель голландского рода. Он решил построить новую усадьбу, не такую большую по размерам, но тоже с парком, садом и прудом. Еще лет десять назад в ней находилась сновская больница.
К сожалению, сейчас здание заброшено. В целом же инфраструктура агрогородка достаточно развитая. Современный Снов известен на всю страну благодаря одноименному агрокомбинату. Кроме того, здесь работает крахмальный завод.
Юрий Мясникович вспоминает, что в детстве он часто играл с друзьями в парке Гартингов, частью которого были большой сад с плодовыми деревьями и липово-каштановая аллея. Спустя годы от парка практически ничего не осталось – его вырубили. Среди любимых мест деревенской детворы – искусственное озеро в деревне Тарейки и речка Сновка, где ребята рыбачили и купались, лес, где собирали грибы и ягоды.
– С каждым годом я все больше и больше скучаю по тем временам, вспоминаю детство, школьные годы, родительский дом. В Снове, кстати, до сих пор живет мама, – признается Юрий Антонович и добавляет: – А ведь наш агрогородок необычен своим географическим расположением: хотя он территориально относится к Минской области, но путь туда из столицы лежит через Гродненщину и Брестчину. В целом же Снов – одно из немногих местечек, в котором сохранились практически все памятники истории и культуры, причем в большинстве своем в достойном состоянии. Здорово, если бы такое было в каждом белорусском городке!
«Малая родина – святое место»
– Где бы человек ни жил, малая родина для него – это святое место, куда всегда хочется возвращаться. Это когда заходишь в свой дом, и тебе уже хорошо. Когда за столом собираются все родные, каждому хватает места. Когда вкуснее маминого яблочного пирога нет ничего на свете, – размышляет заместитель начальника станции Городея Жанна Зенько. – К сожалению, моих родителей уже давно нет рядом, как и нет родительского дома. А вот наша деревня существует, постепенно превращаясь в дачный поселок.
Название Крутой Берег она получила неслучайно, ведь расположена вдоль реки Уша и представляет собой одну длинную улицу. По словам Жанны Николаевны, еще лет 20 – 25 назад в ней насчитывалось порядка двухсот домов, было много молодежи и детей, сейчас местных жителей осталось совсем мало, в основном дачники. Этот населенный пункт находится в пяти километрах от железнодорожной станции Городея и одноименного поселка.
– Мой дедушка Иосиф Демидович много лет был путевым обходчиком на перегоне Городея – Погорельцы. Его дом находился на хуторе Студенка, рядом с железнодорожными путями. Как же мы с сестрой любили из окна его дома наблюдать за проходящими поездами! Мне нравился запах железной дороги. Вероятно, еще и поэтому на магистраль я пришла работать сразу после окончания школы, 17-летней девчонкой. И за 38 лет ни разу об этом не пожалела, – говорит Жанна Зенько.
Трудовой путь она начинала приемосдатчиком груза и багажа, затем была дежурным стрелочного поста, билетным кассиром. Параллельно получала образование в оршанском отраслевом техникуме. 20 лет работала дежурным по станции. А с 2006-го выполняет обязанности заместителя начальника станции. К слову, дочь Елена также пошла по ее стопам. Она окончила брестский отраслевой колледж и уже несколько лет трудится здесь же билетным кассиром.
– Куда бы ни забросила тебя судьба, и как бы хорошо тебе ни было, частичка души непременно останется на малой родине. Ведь с ней связана целая жизнь, тысячи историй, множество фрагментов, – призналась Жанна Зенько.
Анна МЕРКУШЕВИЧ