Дорога ведет… в историю

Мы продолжаем знакомить своих читателей с лучшими работами литературного конкурса, посвященного Году малой родины. В номинации «История дороги – история страны» победил очерк заместителя начальника стрелковой команды по организации охраны на станции Полоцк Минского отряда Военизированной охраны Виталия Филиппова.

В публикации «История развития Бологое-Полоцкой железнодорожной линии в 1905 – 1907 гг.» автор приводит известные и не очень факты о строительстве этой магистрали. К слову, многие его родственники долгие годы трудились на дороге: дедушка был начальником станции Алеща, бабушка – обходчиком пути. Сам Виталий Петрович пришел на железную дорогу (в Военизированную охрану) в 2000 году. Работал стрелком, начальником караула стрелковой команды.
Нынешний год начался для Виталия Филиппова с хороших новостей. В январе получил повышение: он назначен заместителем начальника по организации охраны. Успехам железнодорожника радуется семья: супруга Инна Владимировна и дочери Калина и Эвелина.
«Железная дорога оставила глубокий след в истории Полоцка. Со времени своего появления в регионе в 1866 году она оказывала значительное влияние на развитие города и всего региона. Неудивительно, что именно прошлое магистрали привлекло мое внимание, – пишет Виталий Филиппов. – Я поставил перед собой цель проанализировать строительство Бологое-Полоцкой железнодорожной линии. Эта тема изучена мало, сохранились в основном фотографии из фондов Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, рассказы краеведов. Вся проектная документация находится в Санкт-Петербурге.
В 1907 году через Полоцк была проложена железнодорожная линия Бологое – Полоцк – Седлец.
В город прибывали поезда из Санкт-Петербурга, Варшавы, Риги, Москвы… Дорога делилась на два участка: северный (Бологое – Полоцк) и южный (Полоцк – Седлец). Это целый комплекс длиною в тысячу километров. Она была построена на деньги Франции и имела военно-стратегическое значение.
Руководил строительством Бологое-Полоцкой линии инженер путей сообщения Александр Рыжов. Самое интересное, что от Бологого до Полоцка он прошел пешком, собрав о будущей линии подробные сведения. Дорога проходила в основном по безлюдной заболоченной местности, где периодически встречались плывуны. Местные краеведы рассказывали, что их ликвидировали необычным способом: забрасывали мешками с мукой. На Бологое-Полоцком участке были возведены десятки мостов, которые строили по типовому проекту. Самые крупные из них были через Волгу, Западную Двину. В годы Великой Отечественной войны полоцкий мост был разрушен – от него осталась только насыпь.
На линии располагались и небольшие железнодорожные мосты. Исследование показало, что все они возводились по одной технологии с использованием тесаного камня. Интересно, что дорогу строили в один путь, но с земляным полотном и опорами под два.
Местный краевед И. И. Калиновский рассказал, что при строительстве Бологое-Полоцкой линии «использовались рельсы из крупповской стали» (Крупп – владелец крупного металлургического завода в Германии. Фрагмент такого рельса удалось найти в Ветринском школьном краеведческом музее). По этой железной дороге в основном ездили солдаты и местные жители.
По Бологое-Полоцкой линии ходили пассажирские и грузовые поезда. Много техники было германского производства. Это подтверждает моя находка возле остановочного пункта Ветрино – табличка с вагона 1920 года, изготовленного в Германии (можно сказать, что именно она подтолкнула меня к изучению данной темы). До начала 1920-х годов паровозы, курсировавшие на этой линии, топили дровами. На каждой станции был дровяной пункт. Для заправки использовали гидроколонки и водонапорные башни, которые были построены в одном стиле – с высокими арочными окнами и отделаны тесаным камнем. В Полоцке такая башня не сохранилась.

Николаевский вокзал в Полоцке

На северо-восточной окраине города благодаря строительству дороги возникла новая узловая станция Полоцк-II. На всех таких станциях строились кирпичные вокзалы с высокими арочными
окнами. Привокзальная площадь мостилась булыжником. В Полоцке вокзал получил название Николаевский. Его фотографии находятся в фондах Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Ближайшие к городу вокзалы на этой линии, построенные в таком же стиле, находятся в Великих Луках и Молодечно. Во время войны и Николаевский вокзал и его «соседи» были разрушены. На месте полоцкого отстроили новый.
Удалось установить, что на промежуточных станциях Бологое-Седлецкого направления возводили деревянные вокзалы по типовому проекту в стиле модерн. Такие сооружения были на стан-
циях Полота, Ветрино, Крулевщизна. Они, к сожалению, не сохранились. Еще раз хочу отметить, что эта железнодорожная линия была выполнена в едином стиле. На всех станциях использовалась новейшая для того времени аппаратура: телефоны и телеграф шведского производства. На некоторых вокзалах были помещения для почты, медпункт, больница, школа.
Благодаря строительству дороги в Полоцке была открыта железнодорожная мужская гимназия. Ее здание сохранилось до наших дней, в данный момент оно находится в ведении Полоцкой епархии. Фундамент выполнен из натурального камня (при строительстве использовали красный кирпич, который стесывали и клали очень аккуратно).
На всей линии железной дороги от Бологого до Седлеца строились и жилые дома для железнодорожников. В источниках указывается, что они были полностью оснащены к открытию дороги. Даже метлами и совками. В Полоцке сохранилось несколько таких зданий. Дома были построены в едином стиле, украшены орнаментом, они имели высокие окна и потолки до трех метров. При возведении применялись гвозди с квадратным сечением.
Работать на Бологое-Полоцкой линии было престижно. В 1914 году машинист получал в среднем 1400 рублей в год – хорошие деньги по тем временам!
Строительство этой железнодорожной линии можно назвать ярким событием начала ХХ века. Благодаря ее появлению изменился облик многих населенных пунктов, а некоторые, такие как Полоцк, стали крупными железнодорожными узлами.
– Работать над темой строительства и развития Бологое-Полоцкой железнодорожной линии было очень интересно, и я решил не останавливаться на достигнутом, – отмечает Виталий Филиппов. – Планирую разработать туристический маршрут по сохранившимся объектам железнодорожной линии».

Яндекс.Метрика