Повышая эффективность
Основные результаты деятельности Белорусской железной дороги в ушедшем году и задачи ее социально-экономического развития на 2019-й обсудили участники итогового заседания технико-экономического совета магистрали. На мероприятие, которое прошло под председательством начальника дороги Владимира Морозова, были приглашены министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко, руководители и представители органов государственной власти и управления, служб и организаций магистрали.
Анализируя эффективность деятельности отрасли, Владимир Морозов отметил закрепление положительных тенденций по большинству основных направлений работы. В 2018 году коллектив дороги выполнил три из четырех ключевых показателей госпрограммы развития транспорта: грузооборот, снижение потребления топлива на тягу поездов, износ основных средств. Выручка по основной деятельности (так же как и по перевозкам) в 2018 году увеличилась на 16% в сравнении с предшествующим периодом. При этом 42% выручки дороги сформировал экспорт услуг. Доходы от грузовых перевозок – выше значений предыдущего года на 16,8% и плана на 3,3%. Почти 50% увеличения выручки к 2017 году обеспечил рост грузооборота.
В грузовой работе достигнуты рекордные результаты: объем перевозок составил 157,2 млн. тонн, или 107,4% к 2017-му, тарифный грузооборот – 52,6 млрд. т-км (108,3%). Это максимальные значения с 1992 года. Погрузка увеличена на 2,3 млн. тонн, или на 2,6% и составила 89,8 млн. тонн.
Такие результаты вдохновляют коллектив магистрали на новые свершения. Однако успех мог быть еще весомее, если бы не определенные негативные факторы, повлиявшие на стабильность транспортной отрасли в прошлом году. Например, в связи с ростом объемов перевозок осложнилась ситуация с обеспечением грузоотправителей подвижным составом. Усугубили положение срыв промышленным комплексом поставки полувагонов, а также несвоевременность выпуска вагонов из ремонта ввиду дефицита комплектующих узлов и деталей на пространстве железных дорог колеи 1520 мм. Особенно напряженным оказалось второе полугодие, когда в отдельные месяцы по причинам, не зависящим от перевозчика, не догружалось до 25 тыс. единиц.
В целом за 2018-й дополнительный объем перевезенных грузов (при наличии погрузочных ресурсов) мог составить около 2 млн. тонн. «Соответственно, мы могли увеличить сумму выручки и решить ряд проблем, связанных с дефицитом собственных оборотных средств», – констатировал руководитель магистрали.
В своем выступлении он подробно остановился на работе пассажирского комплекса, где отмечен рост выручки к 2017-му на 11%. Но плановое задание выполнить не удалось, что связано со снижением объемов перевозок и пассажирооборота. Для исправления ситуации реализован ряд мероприятий по совершенствованию тарифной политики, сокращению времени в пути следования, развитию электронных продаж, маркетинговых инициатив и т. д. Это позволило избежать значительного спада объемов, а в международном, городском и межрегиональном сообщениях бизнес-класса – обеспечить рост. Поскольку наращивание объемов невозможно без улучшения качества услуг и, соответственно, без приобретения нового моторвагонного подвижного состава, в ближайшие несколько лет магистраль планирует закупить 10 электропоездов серии ЭПм и 6 дизель-поездов для использования в межрегиональном сообщении.
Развивая тему пассажирских перевозок, Владимир Морозов акцентировал внимание на том влиянии, которое оказывает на железнодорожный бизнес высокая степень его социальной ответственности. Он призвал представителей госорганов и министерств вместе искать золотую середину между коммерческими интересами и социальной нагрузкой, возложенной на магистраль.
Задействовать резервы
Доходы от реализации работ и услуг по иным видам деятельности, которые составляют около 10% в выручке, сложились на уровне 102,8% к плану. В то же время такие направления, как услуги терминального хозяйства, транспортно-логистические пока развиваются недостаточно. Резервы для их роста есть.
Объем полученной выручки позволил дороге реализовать ряд мероприятий по росту среднемесячной заработной платы (она увеличилась на 22% и по итогам года достигла 1112 рублей). По программе ремонта пути, подвижного состава и технических средств освоено 405,3 млн. рублей с темпом роста 129,6% к 2017-му. Продолжилась работа по оптимизации расходов.
В частности, улучшено выполнение основных качественных показателей эксплуатационной работы, характеризующих эффективность использования подвижного состава (оборот и производительность грузового вагона, производительность локомотива).
Для повышения надежности, укрепления технического комплекса, снижения себестоимости услуг в прошедшем году на магистрали был реализован ряд инвестиционных проектов. В том числе «Микропроцессорная централизация Гомельского узла» (первая очередь), приобретение 689 грузовых вагонов, начало работ по электрификации участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров и т. д.
Ценить кадровый ресурс
Согласно утвержденной бизнес-модели дороги, в 2019-м почти на треть вырастет объем ремонтной программы. На инвестиционную деятельность планируется направить 643 млн. рублей, из них на строительство – 226 млн. рублей, на обновление подвижного состава – 350 млн. рублей. Продолжатся работы по электрификации участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров, внедрению микропроцессорной централизации в Гомельском и Калинковичском железнодорожных узлах, модернизации устройств электрической централизации и автоблокировки на участке Жлобин – Калинковичи – Словечно.
В 2019 году планируется открытие здания Центра управления перевозками.
Для устойчивого функционирования магистрали выручка по основной деятельности должна вырасти на 10,7% к 2018-му. Руководителям служб, организаций и обособленных структурных подразделений необходимо сконцентрировать усилия на выполнении доведенных заданий, росте производительности труда, экономии затрат, обеспечении жесткой финансовой дисциплины в условиях дефицита оборотных средств.
Основными задачами грузового бизнес-блока на 2019 год являются: качественная система оценки потребности в железнодорожных перевозках и их перспективное планирование. При этом начальник дороги подчеркнул, что решать их нужно совместно с министерствами и ведомствами, грузовладельцами, в целях рационального управления погрузочными ресурсами.Также необходимо продолжить работу по привлечению новых объемов перевозок грузов, предлагая клиентам комплексные логистические продукты. Владимир Морозов призвал системно взаимодействовать с грузоотправителями, собственниками подвижного состава по организации перевозок в вагонах, не принадлежащих перевозчику, а также с использованием альтернативных видов подвижного состава. Руководитель отрасли поставил задачу продолжить дальнейший рост сегмента контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай на пространстве колеи 1520 мм, реализуемых сегодня через ГП «БТЛЦ» и АО «ОТЛК ЕРА».
В плане пассажирских перевозок необходимо сконцентрировать усилия на развитии скоростного межрегионального сообщения бизнес-класса между Минском и областными центрами, создании условий доступности для лиц с ограниченными возможностями передвижения, систем информационного обеспечения и др. «Новые сервисы, новые услуги, новые маршруты – это те ключевые факторы, которые смогут предопределить в нашу пользу предпочтения потенциальных пассажиров при выборе вида транспорта», – отметил Владимир Морозов. Он также обратил внимание на необходимость продолжить сотрудничество с железнодорожными администрациями стран СНГ и Балтии, Евросоюза в части расширения географии маршрутных направлений в пассажирском движении с предоставлением высокого уровня услуг и применением гибких тарифных условий.
Приоритетным направлением деятельности магистрали в сфере грузовых и пассажирских перевозок является повышение качества обслуживания на основе современных цифровых решений. В 2018 году железные дороги Беларуси и России перевели на безбумажные цифровые технологии практически все грузовые железнодорожные перевозки в двустороннем сообщении. Обеспечен транзит по электронным накладным СМГС по маршруту Калининград – Литва – Беларусь – Россия и в обратном направлении. Для электронного взаимодействия с грузовладельцами развивается функционал автоматизированной системы «Электронная перевозка». С января 2019-го партнерам Белорусской железной дороги стало доступно мобильное приложение, которое позволяет оформлять и сопровождать грузоперевозки с использованием юридически значимых электронных документов.
Продолжается работа, направленная на совершенствование оказания услуг в пассажирском комплексе. В первом полугодии 2019 года планируется завершить внедрение электронных проездных документов для поездов региональных линий экономкласса.
По словам Владимира Морозова, в текущем году дорога должна приступить к формированию программы развития на очередной пятилетний период, в которой необходимо сформулировать задачи и перспективные ключевые целевые параметры, приоритетные инвестиционные проекты для обеспечения устойчивой работы железнодорожной отрасли страны.
В своем выступлении руководитель магистрали отметил улучшение состояния безопасности движения, охраны труда, снижение уровня травматизма. Позитивные результаты, по его словам, были достигнуты благодаря слаженной и целенаправленной работе многотысячного коллектива Белорусской железной дороги. Владимир Морозов подчеркнул, что подготовка квалифицированного персонала является важной составляющей стратегии устойчивого развития отрасли. На дороге сформирована и действует система мотивации высокопроизводительного труда. Большое внимание уделяется развитию социальной сферы, поддержке ветеранов.
В завершение Владимир Морозов напомнил, что 2019-й – это год заключения новых коллективных договоров в организациях дороги. «Основной подход, который мы выработали совместно с профсоюзами, – не допускать ухудшения в части социальных льгот и гарантий работников. Инвестиции в человеческий капитал крайне важны, поскольку только сплоченный и мобилизованный коллектив способен успешно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед дорогой», – суммировал руководитель магистрали.
Основные направления повышения эффективности деятельности Белорусской подробно изложила в своем докладе главный экономист дороги Елена Киреня. В частности, она отметила, что выполнение поставленной начальником дороги задачи по повышению безопасности перевозок, снижению количества отказов в работе технических средств и событий позволяет уменьшить себестоимость транспортной услуги. Также резервом сокращения непроизводительных расходов является рациональное использование локомотивов и локомотивных бригад, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимого имущества и т. д. Одним из важных направлений повышения эффективности и финансовой устойчивости дороги главный экономист назвала работу с дебиторской задолженностью.
В 2019 году, по предварительной оценке предприятий страны, погрузка оценивается на уровне порядка 90 млн. тонн, или 100,2% к 2018 году. Для удовлетворения растущих потребностей в перевозках совместно с грузовладельцами и экспортерами дорогой будут предприняты принципиально новые подходы и варианты транспортного обслуживания. Это выстраивание организованных кольцевых маршрутов, повышение доли контейнерных перевозок, задействование под погрузку альтернативных видов подвижного состава и многое другое. Об этом участникам заседания рассказал руководитель профильной службы Управления Белорусской магистрали Александр Невмержицкий.
Устранить узкие места
О перспективах развития контейнерных перевозок и транспортно-логистической деятельности в рамках Евразийского железнодорожного альянса рассказал глава АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром. Он отметил хорошие темпы роста объемов – более 280 тыс. контейнеров ДФЭ, или плюс 60% к уровню 2017-го. Задача на текущий год – прирасти на 25%, а к 2025-му довести объемы перевозок до 1 млн. контейнеров.
География сервисов Евразийского железнодорожного альянса представлена 57 маршрутами из Китая в Европу и в обратном направлении. В прошлом году удалось организовать пилотную загрузку объединенных контейнерных поездов, в нынешнем эта работа продолжится. Увеличились объемы перевозок из Европы в Китай – почти на 85% к 2017-му. «Также в 2018-м мы начали системную работу по увеличению объемов перевозок продукции белорусских предприятий в Китай. Во втором полугодии был отправлен 31 контейнерный поезд со станций Белорусской железной дороги. Уверен, что данный сегмент имеет очень хорошую перспективу», – заявил Алексей Гром. Важнейшим фактором конкурентоспособности железнодорожного сервиса является гарантированное время доставки. Однако еще присутствуют узкие места – на стыке смежных инфраструктур соседних администраций. Глава АО «ОТЛК ЕРА» отметил необходимость активизации международного сотрудничества по данному вопросу для устранения препятствий, влияющих на скорость передвижения контейнерных поездов.
Сконцентрировать усилия
Задачи, стоящие перед Белорусской железной дорогой, определяются ее существенным вкладом в основные показатели социально-экономического развития страны. Об этом говорил на заседании министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. В текущем году дороге необходимо активизировать усилия по выполнению доведенных заданий, обеспечить финансовую устойчивость и конкурентоспособность, свое-
временно и в полном объеме обеспечить потребителей всех секторов экономики подвижным составом. Решить эту задачу, по мнению министра, поможет сокращение времени оборачиваемости вагонов, оперативное взаимодействие с соседними железнодорожными администрациями, грамотное управление вагонами инвентарного парка, находящегося за пределами
республики. Стратегической задачей Алексей Николаевич назвал реализацию инвестиционного проекта третьей очереди электрификации участка Жлобин – Калинковичи. Вместе с тем он призвал заняться более детальной проработкой проекта, запланированного на следующую пятилетку, – электрификации участков Барановичи – Лунинец – Ситница и Ситница – Калинковичи. Министр обратил внимание на важность дальнейшего совершенствования пассажирских перевозок, осуществление на высоком организационном уровне транспортного обслуживания участников и гостей II Европейских игр, дальнейшего развития цифровых технологий. Среди приоритетных направлений он также назвал активизацию работы по противодействию коррупции, поскольку подобные факты девальвируют достижения слаженного коллектива Белорусской магистрали. В заключение министр поблагодарил тружеников дороги за обеспечение технологической и производственной дисциплины, а также выразил уверенность, что коллектив Белорусской успешно выполнит поставленные перед ним задачи.
Инга МИНДАЛЁВА