Милей всего края родные

Старинные церкви, монастыри и храмы, памятники архитектуры и археологии, чудом сохранившиеся постройки XVIII – XIX веков, а еще известные не только на Брестчине музей русского полководца А. В. Суворова и городской парк, названный его именем… В Кобринском районе много удивительных мест для ценителей истории. Более подробно о них расскажут восемь действующих в городе туристических маршрутов.

Кобрин расположен на западе Полесья – на равнинных берегах реки Муховец. Это четвертый по количеству населения город (более 50 тыс. жителей) в Брестской области.
Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи в 1287 году как собственность князя Владимира Васильковича. По преданию, Кобрин основан наследниками киевского князя Изяслава на месте поселения рыбаков на реке Кобринка, находившегося на пути из Балтийского моря в Черное. Согласно одной из легенд, город получил название от исчезнувшего народа обры. Кобрин входил в состав Великого княжества Литовского. Сначала принадлежал князю Ольгерду, а затем перешел во владение династии Кобринских князей.
В первой половине XVI века на его территории соорудили канал королевы Боны, который стал первым известным в Беларуси мелиоративным объектом.
В 1589 году Кобрин получил Магдебургское право и свой герб. На его серебряном поле изображены две женские фигуры, одна из которых держит на руках дитя. Появился и собственный административный орган – магистрат во главе с бургомистром. Горожанам разрешалось свободно заниматься ремеслом или торговлей, содержать корчму, а также по понедельникам устраивать торг на рынке и дважды в год (осенью и зимой) проводить ярмарки.
В 1795 году город вошел в состав Российской империи и стал центром уезда. Летом 1812-го русские войска в его окрестностях разгромили отряд наполеоновской армии. Это сражение принесло городу огромные потери – тогда здесь сгорело 548 домов из 630.
В 1915 году Кобрин был оккупирован немецкими войсками, а в 1919-м занят польской армией. В 1939-м после объединения Западной Беларуси с БССР он вошел в состав Брестской области.
Особые страницы истории связаны с Великой Отечественной войной. Уже 23 июня 1941 года город оккупировали фашистские захватчики. Упорное сопротивление им оказали 22-я танковая дивизия, 6-я и 42-я стрелковые дивизии, которые держали оборону в пятнадцати километрах северо-западнее и северо-восточнее Кобрина. В память об этих событиях к 60-летию освобождения Кобринщины от немецко-фашистских захватчиков на месте танковых боев благоустроили сквер имени Героев-танкистов и установили на постамент советский танк Т-44.
Кобрин – это красивый современный город. Он значительно преобразился в 2009 году к республиканскому фестивалю-ярмарке тружеников села «Дажынкі». Тогда здесь построили аквапарк, Ледовый дворец, благоустроили улицу Суворова, которая стала пешеходной.
В Кобрине и районе находятся 15 памятников археологии, 26 – архитектуры, а также 3 памятника истории. Среди них – церкви – Никольская, Петропавловская, Георгиевская, Преподобной Параскевы, Собор Александра Невского, Успенский костел, Спасский монастырь, гимназия имени польской писательницы Марии Родзевич, здание ссудного дворянского банка, Суворовский дуб в деревне Дивин (памятник природы), родовой склеп семьи Костюшко, а также памятник на хуторе Божий Дар, где польский революционер Ромуальд Траугутт присягнул на верность восстанию… Древний город привлекает туристов из всех уголков Беларуси и зарубежья. Большой популярностью пользуется местный городской парк – старейший в Беларуси, основанный в 1768 году Антонием Тизенгаузом. После третьего раздела Речи Посполитой Екатерина II подарила усадьбу под названием Кобринский Ключ вместе с парком полководцу Суворову. Некоторое время ее владельцем был брат знаменитого поэта Адама Мицкевича – Александр.

Отдыхая сердцем и душой

Железнодорожная станция Кобрин появилась после строительства в 1882 году участка Пинск – Жабинка Полесских магистралей. В Кобринском районе находится малая родина начальника ПМС-289 Валентина Гурина.
– Мой родительский дом расположен недалеко от станции Тевли в одноименной деревне, которая мне очень дорога, – рассказывает Валентин Григорьевич. – Сюда часто приезжаю на выходные с семьей и родной сестрой Ниной Соломатиной – она живет в Кобрине. Наших родителей уже нет в живых, а вот дом сохранился. Во многом благодаря тому, что поддерживаем здесь порядок, ценим то, что имеем. Малая родина – самый дорогой и милый сердцу уголок, с которым связаны воспоминания детства и юношества. Здесь я проводил время с друзьями, играл в футбол, гулял по лесу, собирая грибы и ягоды. В деревне отдыхаю душой, наслаждаюсь тишиной, с удовольствием общаюсь с местными жителями. Где бы ни находился, какими бы красотами ни впечатлялся в других уголках Беларуси, нет ничего ближе, чем моя малая родина.
В детстве Валентин Гурин помогал родителям по хозяйству: пас коров, часто на луг брал с собой книжку, с малых лет проявлял интерес к военной литературе.
И неслучайно: его отец Григорий Арсентьевич – фронтовик, участник Сталинградской битвы. Он награжден медалью «За оборону Сталинграда», которую передал в фонды Кобринского военно-исторического музея, а также орденом Славы III степени. После войны Григорий Гурин 45 лет трудился в Брестской дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
– Однажды с отцом (я был еще школьником) поехали в Брест в вагонах, которые тянул паровоз. Об этом событии у меня остались яркие впечатления: клубы пара, мощь машины. Благодаря отцу я много узнал о железной дороге, – вспоминает Валентин Гурин. – Мой родной брат Петр старше меня на 10 лет. Тогда он уже учился в брестском отраслевом техникуме. Глядя на его увлеченность учебой, и я захотел стать железнодорожником. Кстати, Петр многие годы работал на Восточно-Сибирской магистрали: 20 лет был начальником ПМС, потом трудился в ЦУПе.
После окончания школы Валентин Григорьевич устроился слесарем на предприятие к отцу. Срочную службу проходил в артиллерийских войсках под Осиповичами, а затем в Забайкалье, в городе Гусиноозерске. После окончания БИИЖТа начинал инженером в габаритообследовательской станции, которая относилась к Брестской дистанции пути. Затем перешел в отделение инженером, но вернулся на предприятие. Много лет трудился дорожным мастером дистанции пути.
В 1995 году перешел в ПМС-289 главным инженером, почти 11 лет назад возглавил коллектив. Его подчиненные неоднократно занимали первые места в дорожных производственных соревнованиях. Его профессионализм отмечен знаками «Почетный железнодорожник», «Отличный работник Белорусской железной дороги». А в прошлом году Валентин Гурин стал обладателем знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
– Многие в нашей семье стали железнодорожниками, – продолжает собеседник. – Горжусь своими детьми: дочь Екатерина работает экономистом в Брестской дистанции пути, а сын Сергей – дежурный по станции Брест-Восточный. Кстати, мой племянник, тоже Валентин Гурин, трудится начальником дирекции перевозок на Восточно-Сибирской магистрали.
В конце минувшего года к Валентину Гурину приезжал из Иркутска родной брат Петр. Он побывал в обновленном Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в Минске, посетил другие достопримечательности. А потом братья вместе отправились на свою малую родину – в деревню Тевли.

Сергей Лавренюк

С особым трепетом

– У каждого из нас есть уголок, куда сильно влечет и хорошо отдыхается, где тебя ждут близкие люди, – говорит дорожный мастер Жабинковской дистанции пути Сергей Лавренюк. – Моя малая родина – деревня Девятки, которая расположена недалеко от станции Тевли. Каждую неделю бываю здесь, чтобы навестить маму Лидию Иосифовну. Она всегда рада нас видеть – у меня есть еще старшие брат Вячеслав и сестра Елена.
С особым трепетом мой собеседник относится к родным местам, где истоки его рода и семьи. Здесь прошло его детство: летом он любил рыбалку, походы за грибами, зимой становился на лыжи, а также проводил время за игрой в хоккей на скованном льдом озере между деревнями Залесье и Девятки. На малой родине он познакомился с будущей супругой Светланой, которая сегодня трудится дежурным по переезду в этой же дистанции пути. Девушка жила всего через несколько домов от него на той же улице. Оба ходили в Рынковскую среднюю школу, только в разные классы. Душа в душу они живут уже 22 года, воспитывают детей Дарью и Максима.
– Нам повезло: вместе ездим в одну деревню, которая для нас является самым уютным уголком на земле, – говорит Сергей Петрович. – Здесь все свое, родное, это спокойное место, где отдыхаешь душой.
На железной дороге Сергей Лавренюк работает с 1997 года. Окончил отраслевой техникум в Бресте и БелГУТ. Начинал монтером пути на 7-м околотке на станции Тевли. Последние 15 лет трудится дорожным мастером на 14-м околотке в Кобрине.
– Мы с семьей часто путешествуем. Беларусь, Россия – везде красиво и интересно, – подводит итог Сергей Лавренюк. – Много достопримечательностей и красивых мест есть и в Кобринском районе. Для нас с супругой таковым стала церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тевлях, где часто бываем на службе.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика