Новации в цифровой трансформации

Дальнейшее внедрение информационных технологий позволит повысить привлекательность услуг Белорусской железной дороги по перевозке пассажиров и грузов, эффективность эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. О перспективах цифровой трансформации магистрали рассказал заместитель главного инженера Белорусской железной дороги Геннадий Глевицкий.

– Геннадий Владимирович, какие из достижений 2018 года в сфере информационных технологий Вы считаете наиболее важными?
– Среди значимых событий минувшего года – открытие в Могилеве Контакт-центра Белорусской железной дороги. Этому предшествовала большая подготовительная работа: были обеспечены надежные каналы телефонной связи и передачи данных, на вокзалах дороги установлены информационно-справочные терминалы. В Контакт-центре используются мощные серверы, передовое программное обеспечение, которое совершенствуется, дорабатывается, добавляются новые функции, в том числе связанные с анализом качества обслуживания. Операторы Контакт-центра принимают телефонные звонки граждан, консультируют их по видеоконференцсвязи, обрабатывают электронные обращения, поступающие на сайт Белорусской железной дороги. В дальнейшем работу планируется расширить, в том числе администрировать чат на этом сайте, отвечать на вопросы в мессенджерах и, возможно, социальных сетях.
Еще одно важное направление, которое с учетом общемировых тенденций развивает Белорусская магистраль, – создание мобильных приложений для смартфонов, планшетов и других гаджетов. Для пользователей автоматизированной системы «Имущество» создано мобильное приложение, которое стало дополнением к системе, ранее принятой в эксплуатацию. Оно упрощает железнодорожникам выполнение задач, связанных с налогообложением объектов недвижимости, другими целями. Для удобства грузоотправителей и грузополучателей в начале 2019 года принято в промышленную эксплуатацию мобильное приложение, обеспечивающее доступ к автоматизированной системе «Электронная перевозка».
Ко II Европейским играм, которые пройдут в Минске в июне этого года, планируется представить официальное мобильное приложение для пассажиров. Оно позволит получить справочную информацию об услугах и расписании движения поездов, спланировать поездку и оплатить проездные документы, при необходимости – связаться с оператором Контакт-центра.
Обращаю внимание и еще на одно достижение минувшего года: в 2018-м была завершена опытно-конструкторская разработка универсального коммуникационно-навигационного блока (УКНБ) для тягового подвижного состава. Подписан договор с Брестским электротехническим заводом на производство первой опытной партии. В текущем году предполагается изготовить около 300 таких устройств, которыми оснастят подвижной состав, в том числе электровозы грузового движения, электропоезда и маневровые локомотивы.
С их помощью, с применением геоинформационных технологий в режиме реального времени можно будет определять точное расположение подвижного состава, его скорость, параметры функционирования основных узлов и агрегатов. Эта информация будет автоматически передаваться по сетям мобильной связи. Помимо решения задач навигации и диагностики также предусмотрена возможность передачи на блок, размещенный на подвижном составе, сообщений из информационных систем для локомотивной бригады (выдача предупреждений, диспетчерские уведомления и т. д.).
– В каких хозяйствах дороги информационные технологии в 2018 году внедрялись наиболее активно?
– Внедрение информационных технологий можно условно разделить на три блока: совершенствование услуг для пассажиров, грузовладельцев, а также развитие инфраструктурного комплекса магистрали. В пассажирском хозяйстве помимо развития Контакт-центра совершенствуется система продажи билетов через корпоративный сайт Белорусской железной дороги, разрабатывается мобильная версия сайта и официальное мобильное приложение. Мы готовимся к началу продаж электронных проездных документов на поезда региональных линий экономкласса. Кроме того, ставим задачу дальнейшего наращивания доли продаж билетов через Интернет, обсуждаем возможность в перспективе отказаться от использования билетных бланков со степенями защиты при продаже проездных документов, что упростит процедуру покупки и уменьшит расходы Белорусской железной дороги на совершение таких операций. Можно использовать опыт многих авиакомпаний, где средством защиты от подделок и подтверждением оплаты выступает не бумажный билет, а сгенерированный код (например, в виде QR-кода), защита осуществляется не полиграфическим методом, а цифровым.
В грузовом хозяйстве внедрение информационных технологий направлено на увеличение доли безбумажных операций. Для этого применяются механизмы криптозащиты, электронной цифровой подписи. Для грузовладельцев функции безбумажного оформления перевозочных документов реализованы в специальной автоматизированной системе «Электронная перевозка». С начала 2019 года наши партнеры могут использовать и мобильное приложение для доступа к этой системе.
В инфраструктурном комплексе хочу выделить хозяйство пути. В 2018-м началось создание электронных паспортов дистанций пути, привязанных к геоинформационной базе данных, – по аналогии с АС «Имущество». В хозяйстве сигнализации и связи успешно развиваются системы диагностики устройств СЦБ.
В энергетике сложилась эффективная система телеуправления устройствами тягового электроснабжения.
– Среди приоритетов магистрали – клиентоориентированность. Каким образом планируется реализовывать эту задачу?
– Внедрение современных технологий должно повышать привлекательность услуг для пассажиров и грузовладельцев. Причем, что очень важно, – в условиях высокой конкуренции на рынке перевозок. Мы должны бороться за каждого клиента, предлагая привлекательную цену и удобный сервис. В наше время клиенту особенно важно иметь удаленный доступ к сервисам Белорусской магистрали, в любое время и любом месте. Поэтому и внедряются мобильные приложения, развивается веб-портал электронных услуг дороги.
– Каким образом предполагается развивать инфраструктуру, связанную с внедрением ИТ?
– Главная задача – снижение эксплуатационных расходов при безусловном обеспечении безопасности движения и охраны труда. Это возможно за счет оптимизации использования подвижного состава, уменьшения количества отказов технических средств (в том числе благодаря дистанционной диагностике и переходу от планово-предупредительного к ремонту «по состоянию»), более эффективной реализации ремонтных программ.
Повышение доходов за счет привлечения клиентов и снижение эксплуатационных расходов дают возможность увеличивать прибыль и направлять больше средств на развитие Белорусской железной дороги.
При внедрении новых систем и устройств всегда предусматривается резервирование мощностей, альтернативных вариантов работы. Делается все возможное, чтобы все функционировало без отказов, бесперебойно.
В целом потребности дороги в вычислительных комплексах и средствах связи обеспечены. От лоскутной, локальной автоматизации мы переходим к централизации систем – от АРМов на рабочих местах к дорожным информационным системам. Их создают во всех хозяйствах магистрали. Они базируются на мощностях центрального вычислительного комплекса Главного расчетного информационного центра Белорусской железной дороги. Вычислительные комплексы, действующие в отделениях, в дальнейшем, как и прежде, будут решать региональные задачи.
Строительство нового здания для ЦУП – это возможность организации более высокого уровня интеграции хозяйств дороги. Диспетчеры службы перевозок будут тесно взаимодействовать со специалистами подразделений по диагностике инфраструктуры, что поможет более эффективному планированию управления инфраструктурой, осуществлению ремонтных программ, совершенствованию перевозочного процесса в целом.
– Как внедрение ИТ повлияет на развитие Белорусской железной дороги в ближайшие годы?
– В рамках цифровой трансформации экономики Беларуси аналогичные процессы происходят и на Белорусской железной дороге. Они в первую очередь направлены на создание цифровых моделей объектов физической инфраструктуры и подвижного состава, поддержание этих моделей в актуальном состоянии на основании диагностических данных, обеспечение эффективности управления. Четвертая промышленная революция, в эпоху которой мы живем, несет большие перемены. Среди них – Интернет вещей, обработка больших объемов данных, искусственный интеллект (программные системы, которые способны самообучаться на основе анализа больших объемов данных и подсказывать человеку эффективные управленческие решения).
Для пассажиров цифровая трансформация принесет постоянную доступность сервисов, их развитие и совершенствование. Например, рассматривается возможность расширения предоставляемых услуг по мультимодальным перевозкам, планированию поездок и приобретению проездных документов через Интернет, а также информированию об изменении расписания. Будут востребованы и всевозможные навигационные приложения (в том числе по ориентированию на станциях), предоставление в пути следования доступа в Интернет и к медиасервисам, других услуг. Это должно сопровождаться развитием соответствующей инфраструктуры вдоль железной дороги, поэтому мы сотрудничаем с операторами мобильной связи.
Среди перспектив для грузовладельцев – возможность управлять бизнес-процессами, связанными с перевозками, в любое время и любом месте – офисе, дороге. Они смогут получать доступ к информационным системам, дистанционно оформлять документы и отслеживать перемещение грузов.
Внедрение новых технологий отразится и на работе железнодорожников. Руководство разного уровня сможет получать максимально оперативную, детализированную и точную информацию о перевозке пассажиров и грузов, состоянии инфраструктуры. Это поможет повысить качество управленческих решений. Хороший пример – одно из удачных внедрений 2018 года – автоматизированная система пономерного расчета показателей использования вагонов грузового парка с распределением по принадлежности к железнодорожным администрациям и собственникам вагонов (АС ПРП). Эта информация очень востребована, интенсивно используется.
Для рядовых железнодорожников внедрение информационных систем в сфере перевозок направлено на минимизацию ошибок, обеспечение промышленной безопасности. В частности, обсуждаем возможность снабжения работников хозяйства пути персональными трекерами. Местонахождение человека будет отслеживаться в режиме реального времени. Это позволит, в частности, выдавать путейцу звуковое предупреждение о приближении поезда к данному участку или при вхождении работника в опасную зону. Рассматривается и вопрос реализации пилотного проекта по созданию системы диагностики температуры рельсовых цепей. Датчик с автономным источником питания, рассчитанным на несколько лет службы, можно установить на рельсе. По беспроводной связи в информационные системы будут автоматически передаваться сведения о температуре плетей. Благодаря этому появится возможность оптимизировать систему ограничения скорости движения поездов и более эффективно использовать инфраструктуру.

Руслан АНАНЬЕВ
Фото Виктора ДУЛЕБО и Александра БАЧИЛО

Яндекс.Метрика