Январь
Сб
18
2025

Сердцем – с дорогой

«Не делай другим того, чего себе не желаешь» – эту установку, усвоенную еще в детстве, ветеран Гомельского отделения Федор Коваленко пронес через всю жизнь. Этому он учил дочерей и внучек.

– Родился я в Хойникском районе в 1944 году, – рассказывает собеседник. – Отец и мама работали в местном колхозе. Школа находилась в соседней деревне за 15 км. В годы моего детства по Припяти ходили пароходы из Киева, и мы, мальчишки, бегали смотреть на этих величественных красавцев. Но мне всегда нравилась железная дорога. И в 1959 году после окончания школы я без раздумий подал документы в гомельский отраслевой техникум. Практику проходил стрелочником на станции Речица.
На распределении Федор Коваленко попросил отправить его в Архангельскую область – хотел увидеть море.
Затем была служба в армии, учеба в радиотехническом училище войск ПВО СССР. Но сердце рвалось на Гомельщину, на железную дорогу. И в 1967 году после увольнения в запас Федор Коваленко приступил к обязанностям дежурного по посту станции Калинковичи, а затем перевелся дежурным по станции Мозырь. Здесь встретил будущую супругу Софию Александровну. Добросовестный труд молодого специалиста и творческий подход не остались без внимания руководства отделения: Федора Коваленко неизменно направляли руководителем на ответственные участки. Так, для обеспечения безопасного проследования поездов по станции Толкачевский (Украина) и улучшения условий труда железнодорожников при осуществлении маневровой работы совместно с работниками местной дистанции пути он внедрил в эксплуатацию систему громкоговорящей связи. В 1974 году возглавил коллектив станции Речица, где ежесуточно под налив сырой нефти подавались по 6 – 10 составов.
Много проектов реализовано и в бытность его руководителем Жлобинского узла: удлинены пути пассажирского парка, обеспечено безопасное движение пассажирских составов, маршруты которых пересекались с маневровыми локомотивами в двух горловинах Орловского парка.
В 1980 году Федора Васильевича перевели на должность заведующего промышленно-транспортным отделом горкома партии, а через два года он стал заместителем председателя горкома.
– Этот период совпал со строительством важных объектов промышленной и социальной инфраструктуры Жлобина, среди которых БМЗ, – вспоминает собеседник. – Присутствовал на первой плавке и разливке белорусской стали. Ее образец до сих пор храню.
В январе 1986 года Федор Коваленко приступил к обязанностям заместителя начальника Гомельского отделения – главного ревизора по безопасности движения поездов. Этот год для него запомнился как самый тяжелый.
– 26 апреля, как только стало известно о произошедшей аварии на Чернобыльской АЭС, со специалистами Управления дороги мы отправились на станцию Мытва (сегодня это остановочный пункт) для обеспечения надежной работы стрелочного перевода с подвижным сердечником, – вспоминает собеседник. – Затем две недели работал в Хойниках в составе областной комиссии по ликвидации последствий аварии.
На заслуженный отдых Федор Коваленко ушел в 2005 году с должности заместителя начальника отдела перевозок по технической работе и вычислительной технике аппарата Гомельского отделения. За многолетний добросовестный труд и проявленную творческую инициативу в обеспечении безопасности движения поездов награжден знаком «Выдатны працаўнік Беларускай чыгункі», значком «За безопасность движения», Почетной грамотой Министерства путей сообщения СССР.
Проявил Федор Васильевич себя и как талантливый рационализатор и наставник. В сотрудничестве с коллективом БИИЖТа разрабатывал технические нормы, направленные на обеспечение безопасности движения поездов. Составил много памяток, методических пособий для контроля знаний работников хозяйства перевозок.
Супруга София Александровна много лет трудилась в аппарате Гомельского отделения. По стопам родителей пошли и дочери. Старшая Наталия работала в отделе планирования и организации капитального строительства. Младшая Елена – в Гомельском бюро Главного расчетного информационного центра Белорусской. Радуют дедушку своими успехами и две внучки.
– Безмерно благодарен судьбе за хороших и преданных коллег, любимой жене, своим дочерям, – отмечает ветеран. – Большое спасибо руководству дороги, Дорпрофсожу, совету ветеранов. Они всегда находят время и не жалеют душевных и сердечных сил для помощи пожилым людям, много лет отдавшим служению стальной магистрали.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика