Устремленный в будущее

Природа щедро одарила этот край, который поражает красотой. Но главные богатства Солигорского района скрыты под землей: именно здесь расположено крупнейшее в Европе месторождение калийных солей. Благодаря этому на карте Беларуси появился один из самых молодых городов страны. Существенный вклад в его развитие на протяжении многих десятилетий вносят и железнодорожники.

Эти земли издавна привлекали людей. Около деревни Ясковичи ученые обнаружили остатки жилищного комплекса, построенного в III веке, с двумя очагами, местом складирования и первичной обработки болотной железной руды. Также были найдены детали костюма и украшений конца II – IV веков нашей эры, серебряная монета римского императора Коммода. Самый древний артефакт, найденный здесь, – фибула (застежка для верхней мужской одежды), которой больше 17 веков. А еще – наконечник ножен меча с изображением Одина, бога войны. Такое оружие использовали готы. По предположению археологов, именно они уничтожили это поселение в V веке нашей эры.
Затем здесь жили другие племена, возделывали землю, строили неприхотливые жилища. Поселения росли, развивались… О многих из них рассказывают летописи. К примеру, один из старейших в Солигорском районе – городской поселок Старобин – впервые упоминается в XVI веке, в эпоху Великого княжества Литовского. Он тогда входил в удельное Слуцкое княжество. Среди владельцев – известные фамилии: Радзивиллы, Олельковичи, Витгенштейны, Гогенлоэ.
В 1680 году Старобин вошел в Новогрудское воеводство Речи Посполитой. С 1793-го – в составе Слуцкого уезда Северо-Западного края Российской империи. В 1920-е годы стал районным центром сначала в составе Слуцкого, затем Бобруйского округа, а позже и Минской области БССР. В 1938-м получил статус городского поселка.
Старобинский район был образован 17 июля 1924 года.
С сентября 1944-го по январь 1954-го входил в состав Бобруйской области (после ее упразднения – Минской). 25 декабря 1962 года Старобинский район ликвидировали, его территорию присоединили к Любанскому. А 6 января 1965-го был образован Солигорский район. Его площадь – 2500 км2. Он граничит со Слуцким, Любанским, Копыльским и Клецким районами Минской области, Житковичским – Гомельской, Лунинецким и Ганцевичским – Брестской.
История Солигорска тесно связана с промышленным освоением Старобинского месторождения калийной руды. Еще весной 1949-го у моста через реку Чижовку (приток Случи) геологи возвели первую буровую вышку. В июле буровики бригады Нестерова на глубине 650 метров вскрыли пласты калийной соли. В мае 1958-го приняли решение возвести здесь калийный комбинат. Строительство объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 10 августа 1958 года около деревни Чижевичи прошел митинг, посвященный закладке нового города. Его назвали Ново-Старобинском, а с 1963-го – Солигорском.
27 марта 1960 года на глубине 365 метров проходчики дошли до первого пласта соли.
В августе в шахту начали спускать первый горнопроходческий комбайн. Он весил 32 тонны, поэтому было решено разобрать его на части и собрать уже под землей. Сегодня этот комбайн стоит возле 1-го рудоуправления как памятник. В мае 1961 года шахтеры 1-го калийного комбината начали промышленную добычу белорусской калийной соли. К октябрю 1963-го рудник выполнил годовое задание по выдаче сильвинита, а до конца года для нужд сельского хозяйства были переданы десятки тысяч тонн калийных удобрений сверх плана.
В 1963 году в эксплуатацию сдали первый калийный комбинат, в 1965-м – второй, в 1969-м – третий, в 1979-м – четвертый, в 2009-м – пятый, а спустя еще три года – шестой. Визитная карточка района – ОАО «Беларуськалий» – одно из крупнейших в мире и самый крупный на территории СНГ производитель и поставщик калийных минеральных удобрений. На его долю приходится пятая часть мирового объема производства калийных удобрений.

Главное богатство – люди

Развитие Солигорска невозможно представить без железной дороги. Первая станция, которую построили недалеко от города, получила символичное название – Калий. 2 июня 1959 года сюда прибыл первый поезд. Затем появились и другие станции: Калий-3, Калий-4, Солигорск… На протяжении десятилетий железнодорожники подставляют надежное плечо калийщикам, перевозят ценную продукцию, которая экспортируется во многие страны мира.
– И все же главное богатство нашего района – его замечательные люди, – уверен заместитель начальника Барановичского отделения Белорусской железной дороги Михаил Володько.
Малая родина Михаила Михайловича – деревня Пузичи, что в 55 км от Солигорска. Она входит в состав колхоза «Партизанский край» имени Василия Коржа, Героя Советского Союза, командира партизанского отряда, действовавшего в годы Великой Отечественной. К слову, он родился в деревне Хоростово, что в 5 км от Пузичей.
– Я вырос в большой семье: у меня еще два брата и две сестры, – рассказывает Михаил Володько. – Жизнь в деревне не назовешь легкой – всего нужно добиваться своим трудом. Этому нас всегда учили родители: отец Михаил Иванович и мама Елена Ивановна. Хозяйство тоже было немаленьким: держали лошадь, коров, свиней… У каждого из детей были свои обязанности, все помогали друг другу. Знали, как управляться с косой и топором, не боялись никакой работы.
Родители Михаила Михайловича до сих пор живут в Пузичах и, несмотря на возраст, сохраняют оптимизм и любовь к жизни.

На территории Солигорского района находятся 166 памятников истории, архитектуры и археологии, 9 из которых внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В 2009 году в список включен колядный обряд «Шчадрэц» деревни Рог как уникальное проявление локальной культурной традиции. Особого внимания заслуживает храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Чижевичи – православная святыня, памятник архитектуры деревянного зодчества эпохи позднего барокко с элементами классицизма. Храм построили в 1795 году. В районе расположены гидрологические заказники: Красное озеро, Святое озеро, Гричино-Старобинский, Величковичи. Более 35% площади Солигорского района покрыто лесами.

В родной деревне железнодорожник старается бывать как можно чаще. Здесь все знакомо: здание восьмилетки, которую окончил, дома соседей. «Когда-то, – вспоминает Михаил Володько, – в Пузичах насчитывалось порядка 150 дворов. Сейчас – меньше. Закрыта и местная школа – дети получают знания в соседней деревне Хоростово».
– Места здесь очень красивые, – отмечает собеседник. – В лесу с самого детства мы с друзьями собирали грибы и ягоды, делали землянки для игр. В нескольких километрах от деревни протекает река Лань, куда ходили на рыбалку и учились плавать. Со временем течение жизни каждого из нас вынесло к своему берегу…
После окончания восьмилетки Михаил Михайлович уехал в Минск и поступил в отраслевой колледж имени Е. П. Юшкевича. В 1993 году по распределению Михаил Володько попал в Барановичи. Так начался его путь в профессию…
– За прошедшие годы пришлось немало поездить. Но дорога домой – самая важная, – говорит собеседник. – Никогда нельзя забывать о родных местах. Здесь каждый сделал первые шаги, произнес первые слова. Все, что связано с отчим домом, навсегда останется в памяти.

Алина Александрова

«Люблю свой город»

…Солигорский район родной и для дежурного по станции Калий-3 Алины Александровой. Девушка родилась в райцентре в 1990 году, куда ее родители приехали из других уголков Беларуси: отец родом из Осиповичского района, мама – из Лунинецкого. Она, к слову, работала когда-то на станции Фаличи, где и встретила однажды свою вторую половину. Затем семья переехала в Солигорск.
– Я очень люблю свой родной город, – говорит Алина Александровна. – Он, как и я, – молодой и устремленный в будущее. Другого такого в Беларуси не найти. Особенно красив Солигорск летом, когда он буквально утопает в цветах, – настоящий город-сад! Впрочем, в любое время года он радует глаз порядком, ухоженностью и чистотой.
Здесь Алина Александрова сделала свои первые шаги, окончила школу. А потом по совету мамы уехала в Брест и поступила в отраслевой колледж. Получила специальность движенца. В 2011 году пришла на станцию Калий-3, где еще во время учебы проходила стажировку. Работала на разных должностях: приемосдатчик груза и багажа, оператор при дежурном по станции, а год назад стала дежурным по станции Калий-3.
– Работа нравится тем, что постоянно нахожусь в движении, в максимальной концентрации внимания, – рассуждает железнодорожница. – Не боюсь ответственности. К тому же коллектив у нас, без преувеличения, изумительный – я уверена, что каждый при необходимости подставит плечо. Мы не только вместе работаем, но и проводим досуг, что еще больше объединяет. В общем, один позитив. Мама Елена Александровна, конечно, тоже довольна, ведь я продолжила ее дело. Она сегодня работает на станции Калий-4.
Будет ли в дружной семье Александровых еще один железнодорожник – покажет время. Сыну Алины Александровны Савелию 28 февраля исполнится 6 лет. Мальчик растет смышленый, с удовольствием и интересом познает окружающий мир. К слову, уже не один раз бывал у мамы на работе. Говорит, что очень нравятся поезда. Его мечта – стать машинистом.
– У каждого свой путь, главное – не ошибиться в выборе, – уверена Алина Александрова, успехи которой в минувшем году были отмечены первой отраслевой наградой – Благодарностью начальника Могилевского отделения.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика