Январь
Вт
21
2025

Место, куда хочется вернуться

«Порой прогуливаясь по знакомым с детства улицам и паркам, мы и не подозреваем, что нас окружает история, исчисляемая сотнями лет. Я счастлив, что родился, вырос и живу в таком месте – в городе над Сожем. Гомель – один из красивейших городов Беларуси, с богатейшим наследием, а также культурным и научным потенциалом», – отмечает инженер производственно-технического отдела Гомельского вагонного участка Павел Халевич.

Самым большим достоянием Гомельского района он считает красивую природу и обилие водоемов.
– Для меня лучший отдых – рыбалка, – признается собеседник. – Люблю посидеть с удочкой на берегу реки или озера. Самое красивое и дорогое сердцу место – дубрава под Студеной Гутой, неподалеку от детского лагеря «Лесные дали» санатория Гомельского отделения. Вековые дубы вдоль притока Сожа подпитывают природной энергией, дают силы.
Историей малой родины Павел увлекся еще в детстве. Каждое лето вместе с родителями он отправлялся в путешествие, чтобы увидеть достопримечательности региона. Традиционными стали семейные прогулки по городу. Сегодня железнодорожник сам проводит экскурсии для друзей и родных, впервые приехавших в Гомель.
– Большинство моих знакомых добирается до областного центра на поезде. Я считаю, что знакомство с городом нужно начинать именно с железнодорожного вокзала. Одно из его зданий, построенное в конце 40-х годов прошлого века, после капитального ремонта сохранило исторический облик, – отмечает собеседник. – Также от привокзальной площади берут начало две старинные улицы. По проспекту Победы можно дойти до площади Восстания, увидеть Гомельский государственный цирк. А свернув от железнодорожного вокзала направо, – пешком добраться до визитной карточки города, которой является дворцово-парковый ансамбль. Здесь расположены памятники архитектуры XVIII – XIX веков: дворец Румянцевых и Паскевичей, часовня и фамильная усыпальница Паскевичей, Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, «Охотничий домик», в котором сегодня расположен Музей истории города Гомеля.
Дворцово-парковый ансамбль является уникальным с точки зрения сочетания факторов историко-культурного и природоохранного значения. Вся территория набережной реки Сож – это памятник археологии периода от верхнего палеолита до XVIII века. При этом площадка между Киевским спуском и Лебяжьим прудом, где размещались детинец, окольный город и посады древнерусского Гомия, является настоящим сердцем города современного.

Павел Халевич

Набережную украшает скульптура первого поселенца. А рядом с ним сидит рысь, которая появилась на гербе города с XVIII столетия.
Символично, что по одному из предположений, название областного центра пошло от ручья Гомеюк. Он впадал в реку Сож у подножия холма, где уже в конце первого тысячелетия племена радимичей основали первое поселение. Часто в документах встречались названия «Гомь», «Гомье», «Гомей», «Гомьи», происходившие от древнеславянского слова «гом» – холм, бугор.
Впервые населенный пункт упоминается в Ипатьевской летописи в 1142 году, где повествуется о том, что смоленский князь Ростислав Мстиславич начал войну с князьями черниговскими под Гомием и взял его вместе с волостью. За последующие десятилетия город сменил много хозяев: принадлежал Новгород-Северскому княжеству, позже находился в руках князя Игоря Святославича – героя «Слова о полку Игореве». В это время Гомель уже был центром волости, укрепленным городом с развитыми торговыми связями и ремеслами. В первой половине XIII века он сильно пострадал от татаро-монгольских набегов.
В 1335 году Гомель вошел в состав Великого княжества Литовского. В 1560-м был утвержден его герб, а еще через сто десять лет (в 1670 году) он получил Магдебургское право.
После первого раздела Речи Посполитой и вхождения в Российскую империю история города разделилась на «до» и «после». В 1775 году императрица Екатерина II дарит Гомель русскому полководцу Петру Румянцеву-Задунайскому. Он начинает его реконструкцию, на месте старой крепости строит дворец. Это дело продолжает сын – канцлер Российской империи Николай Румянцев. Именно с его именем связан расцвет Гомеля. Благодаря Николаю Петровичу в центре появился дворцовый ансамбль, а также рыночная площадь, которая напоминает площадь Согласия в Париже. После смерти Николая Петровича владельцем Гомеля стал его брат, который заложил город в государственную казну.
В 1837 году царь Николай I передал этот населенный пункт генерал-фельдмаршалу Ивану Паскевичу. При нем тоже произошли значимые изменения: построено немало фабрик и заводов, церковно-приходское училище. По его указанию начались работы по благоустройству парка, который входил в число лучших в Европе. Большой вклад в становление города внесли сын Ивана Паскевича Федор с супругой Ириной. Княгиня была меценатом, сделала немало добрых дел для города и горожан. Она финансировала строительство мужской классической гимназии (1898 г., сейчас – один из корпусов БелГУТа), содержала приют для девочек-сирот, детский приют городского попечительства о бедных и богадельню для пожилых женщин, выделяла деньги на содержание больниц, строительство водопровода, оплачивала учебу одаренных детей. В ее честь установлен памятник на улице Ирининской.
Новые возможности для развития внешних торговых отношений Гомелю открыла Ландварово-Роменская железная дорога, прошедшая через город в 1873 году. Она связала белорусские губернии с портами Балтийского моря и Украиной. С 1876-го дорога называлась Либаво-Роменской. Спустя три года через Гомель пролегли линии Полесских железных дорог и образовался крупный узел, где построили паровозное депо и механические мастерские, ряд станционных сооружений.
– Не всем известно, что до Великой Отечественной войны в Гомеле действовала и первая Детская железная дорога, которая располагалась на территории стадиона «Локомотив», – отмечает Павел Халевич.
В бывшем здании Управления Белорусской магистрали в Гомеле по улице Кирова разместился Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ, ныне БелГУТ). Отраслевой вуз окончил и Павел Халевич.
– После поездки в Симферополь на поезде в шестилетнем возрасте я понял, что буду работать только на железной дороге, – признается собеседник. – В период летней практики и подготовки дипломного проекта работал проводником пассажирских вагонов. А на распределении попросил направить меня в Гомельский вагонный участок. После службы в армии вернулся на предприятие. В основном ездил в Санкт-Петербург. В октябре 2015-го перевелся инженером производственно-технического отдела и в том же году возглавил первичную организацию ОО «БРСМ».
Гомель стал малой родиной многих железнодорожников. Среди них – начальник службы делопроизводства и контроля исполнения Евгений Усенков, начальник общетехнической службы Игорь Андросов, начальник Витебского отделения Евгений Булкин, начальник ПМС № 117 Михаил Кацуба.
С любовью и ностальгией вспоминает Новобелицкий район Гомеля, где родился и вырос, начальник контрольно-ревизионной службы Юрий Криводуб.
– В 1777 году на противоположном от Гомеля берегу Сожа появился город, получивший название Новая Белица и ставший центром Белицкого уезда Могилевской губернии. В 1854-м его присоединили к Гомелю в качестве предместья. Сейчас бывший уездный город составляет отдельный, Новобелицкий район областного центра, в котором живут около 50 тыс. человек. Тут я и провел лучшие годы жизни, – признается Юрий Валерьевич. – С первых дней Великой Отечественной войны район подвергся сильным бомбежкам и обстрелу немцев. Здесь располагалась крупная железнодорожная станция, промышленные предприятия. По железнодорожному мосту через Сож отправлялись в эвакуацию поезда на Чернигов и дальше в глубь Украины.
Машинистом паровоза во время войны трудился дедушка моего собеседника Василий Осипов. К линии фронта водил эшелоны с боеприпасами и военной техникой.
– Сейчас в Гомеле живет бабушка по папиной линии Мария Трофимовна. Часто гостим у нее, – рассказывает Юрий Валерьевич. – И если получается приехать туда 9 мая или 3 июля, всегда вместе с детьми ходим на торжественные митинги на Аллее Героев, возлагаем цветы. На территории мемориального комплекса расположен 41 памятник Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы. К слову, мой второй дедушка Геннадий Криводуб тоже был железнодорожником. В Беларусь он переехал с Дальнего Востока в 1963 году. Работал на Гомельском вагоностроительном заводе. Окончив железнодорожный техникум, перевелся в резерв проводников Гомельского вагонного депо и много лет работал начальником поезда Гомель – Москва.
Свой родной город Юрий Криводуб называет удивительным и не перестает восхищаться его историческим прошлым, культурным наследием. Советует всем побывать в картинной галерее имени Гавриила Ващенко – народного художника Беларуси, дважды лауреата звания «Человек года» по версии Международного биографического центра Кембриджа. А тем, кто увлекается историей, рекомендует Гомельский областной музей военной славы. В отдельном здании работает Музей криминалистики.
– В юности я часами гулял по городу, но уверен, что не увидел и половины его достопримечательностей, – сетует собеседник. – Гомель – город ажурных каштанов, тенистых аллей, широких проспектов, старинных строений. Чего стоят деревянная застройка с уникальными резными узорами по улицам Ватутина, Котовского, Ауэрбаха. Они расположены за железнодорожными путями неподалеку от вокзала. В городе бурлит и культурная жизнь. Ежегодно здесь проводится более 20 фестивалей, в том числе международные: хореографического искусства «Сожский хоровод», «Славянские театральные встречи». Организуются десятки выставок. Гомель никого не оставит равнодушным. И сюда захочется вернуться.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика