Объединяет поколения дорога

Усердие, сознательное отношение к выбранному делу, дружелюбие и готовность всегда прийти на помощь коллегам – отличительные черты характера представителей династии Хилькевичей – Гацулиных – Карытка, чей общий стаж на предприятиях Могилевского отделения насчитывает 350 лет.

Основатель династии Григорий Хилькевич (второй справа)

Основал трудовую династию еще в 1880 году Григорий Хилькевич, который состоял на службе в Министерстве путей сообщения. Потомки Григория Яковлевича бережно хранили его документы, передавая из поколения в поколение, не раз обращались в архив Белорусской. Оттуда узнали, что предок имел много наград, в том числе и золотую медаль «За усердие». Есть у него и Благодарность – «За многолетние труды и беспорочную службу» с помещением в «Неофициальную часть Бюллетеня дорог».
Дело Григория Яковлевича продолжили его дети. Сын Михаил 32 года был верен путейской стезе. Дочь Мария четыре года трудилась вызывальщицей в локомотивном депо Осиповичи, затем еще с десяток лет следила за чистотой и порядком в вагонах.
Мария Григорьевна вышла замуж за путевого рабочего Михаила Гацулина, который 15 лет был бригадиром пути. В 1937 году по ложному доносу его арестовали, подвергли жестоким пыткам, а затем расстреляли. Реабилитировали в 1956-м, не обнаружив состава преступления…
Сын «врага народа», внук основателя династии – Борис Гацулин – не держал зла на советскую власть, которая так обошлась с его отцом. С оружием в руках в годы Великой Отечественной войны он сражался с фашистами, был в партизанах. Награжден медалями «За Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Партизану Великой Отечественной войны».

Станислав и Валентина Карытка с детьми

После освобождения Беларуси Борис Гацулин на протяжении 46 лет работал в локомотивном депо Осиповичи: был кочегаром, помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза, а затем и тепловоза, слесарем. За многолетний добросовестный труд руководство депо и Могилевского отделения дороги неоднократно поощряло его денежными премиями и почетными грамотами.
39 лет работала на железной дороге и супруга Бориса
Гацулина Мария Федоровна. В свое время она прибыла в Осиповичский вагонный участок из Могилевской дортехшколы в составе группы девушек-слесарей. Добросовестно трудилась на любом участке, куда ее направляли:
слесарем, осмотрщиком вагонов, диспетчером. Энергичная комсомолка принимала активное участие и в общественной жизни предприятия. Почетные грамоты, благодарности, денежные премии – наград не счесть!
Нелегкие испытания выпали и дочери Марии и Михаила Гацулиных – Валентине. Подростком она была угнана на работы в Германию, прошла через унижения, голод и холод. После освобождения вернулась на родину и в 1945 году устроилась в вагонное депо учеником токаря. Затем работала токарем, слесарем, табельщиком, кладовщиком. Долгие годы «ставила на крыло» молодежь, которая пополняла коллектив предприятия. За многолетний и добросовестный труд (а на стальной магистрали Валентина Михайловна отработала 51 год) была отмечена знаком «Победитель социалистического соревнования 1971 года», награждена медалью «Ветеран труда», от руководства Могилевского отделения поощрялась почетными грамотами и денежными премиями. В вагонном депо встретила свою вторую половину – Станислава Карытку. В 1952 году он пришел на предприятие – в пункт контрольно-технического осмотра вагонов станции Осиповичи и трудился на магистрали 42 года. Был пролазчиком, автоматчиком, осмотрщиком вагонов, машинистом мотовоза, сторожем. В 1955 – 1956 годах принимал активное участие в строительстве пункта контрольно-технического осмотра вагонов. За добросовестный труд поощрялся руководством Могилевского отделения, а Министерство путей сообщения СССР наградило железнодорожника наручными часами и знаком «Ударник десятой пятилетки». Также Станислав Карытка отмечен медалью «Ветеран труда».

Валентина Карытка

Нынешние представители трудовой династии – правнук ее основателя Петр Карытка, его супруга Алла, сын Андрей и дочь Антонина.
– После окончания школы я решил поступать в Ленинградский техникум холодильной промышленности, – вспоминает Петр Станиславович. – По распределению должен был остаться в большом городе, но очень захотелось вернуться в родные Осиповичи. Здесь с моей профессией возможностей для трудоустройства было немного. Разве что специалистом по обслуживанию рефрижераторных вагонов в депо. Ирония судьбы, не иначе!
Так начался его трудовой путь на железной дороге. Сегодня он – бригадир участка текущего ремонта. Кстати, при личном участии Петра Карытки и под его руководством в январе 2004-го был выпущен первый отечественный двадцатитонный контейнер.
Его супруга Алла Николаевна по образованию педагог, но с 2001-го тоже трудится в депо: сначала была бригадиром участка по разделке металлолома, затем секретарем, а последние шесть лет – специалист по кадрам.
Дочь Антонина два года отработала учителем немецкого языка. А потом твердо сказала: «Не мое это!». Куда пойти, если в семье только и разговоры, что о железной дороге? Сейчас она трудится оператором в Могилевском вагонном депо.
Гордость родителей и всей семьи – Андрей Карытка. Машинист 1-го класса, дважды становился победителем отраслевого конкурса профессионального мастерства. Молодому человеку нравится участвовать в подобных испытаниях, решая непростые задачи. А вот в работе с подобными сложностями машинист Карытка предпочитает не сталкиваться – всегда действует на опережение.
Любопытно, что в детстве мальчик грезил авиацией. Но из-за серьезных требований к состоянию здоровья пришлось отказаться от мечты. Однако парень твердо решил: никакой кабинетной работы. Захотел попытать счастья на железной дороге. Андрей поступил на заочное отделение БелГУТа и пошел работать вулканизаторщиком – как раз туда, где когда-то начинал отец. Несколько лет занимался ремонтом тоннажных контейнеров, потом стал слесарем.

Нынешние представители династии: Андрей, Алла и Петр Карытка

– Однажды ко мне подошел машинист с большим стажем работы и сказал: «Я помню тебя! Еще лет двадцать назад я понял, что быть этому мальчику машинистом».
Андрей с улыбкой рассказывает давнюю историю. В детстве он постоянно пропадал у бабушки на работе – в вагонном депо, всегда с восхищением наблюдал за поездами. В один из дней заметив, что машинист с помощником отвлеклись, мальчик забрался в работающий тепловоз и уже хотел отпустить тормоза, но, слава богу, локомотивная бригада вовремя спохватилась.
В 2012-м молодой человек окончил курсы машинистов в Гомельской
дортехшколе. Управляя локомотивами разных видов тяги, отлично справляется с заданиями по экономии топлива. А это непросто даже для машинистов с большим стажем.
Несколько лет назад Андрею Карытке и некоторым из его коллег доверили обкатку новых электровозов серии БКГ1. Основываясь на мнениях железнодорожников, были составлены макеты инструкций по эксплуатации этих машин. В январе нынешнего года он стал машинистом-инструктором.
В семье Андрея подрастают двое детей – Ева и Максим. дочь занимается музыкой, учится во втором классе гимназии. Станет ли двухлетний сын железнодорожником или выберет для себя другой профессиональный путь, пока загадывать рано. Но все замечают, что одна из любимых игрушек малыша – паровоз.

Георгий АЛЕЙНИКОВ
Фото из архива семьи Карытка

Яндекс.Метрика