С расчетом на перспективу

Итоги работы по противодействию коррупции на Белорусской железной дороге и различные подходы к повышению эффективности обновления вагонного парка магистрали обсудили участники заседания технико-экономического совета. Мероприятие прошло под председательством начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова.

На магистрали, как доложила начальник юридической службы Оксана Непогодина, по нескольким направлениям проводится системная работа по противодействию коррупции. В частности, действует соответствующая дорожная комиссия, осуществляются мероприятия, утвержденные приказом начальника дороги, а также реализуется План мер по снижению коррупционных рисков при осуществлении административных процедур либо иных разрешительных действий в организациях Белорусской железной дороги, утвержденный министром транспорта и коммуникаций нашей страны. Налажено тесное взаимодействие с правоохранительными органами. Так, в феврале минувшего года в Минском отделении прошло выездное заседание упомянутой комиссии с участием представителей Генеральной прокуратуры Беларуси и председателей комиссий по противодействию коррупции отделений дороги.
Несмотря на такую комплексную работу, полностью решить проблему пока не удается. В 2018 году преступления коррупционной направленности совершили 9 работников Белорусской железной дороги, из них Военизированной охраны – 4, Гомельского и Могилевского отделений – по 2, Барановичского – 1. В отношении 5 работников уголовные дела возбуждены за злоупотребление властью или служебными полномочиями и 4 – за получение взятки.
Для снижения импортной составляющей в закупках, исключения необоснованного посредничества функционирует рабочая группа под председательством заместителя начальника дороги Владимира Балахонова. Однако, несмотря на особое внимание, уделяемое таким вопросам, сфера материально-технического снабжения остается наиболее подверженной коррупционным рискам. Об этом свидетельствуют, в частности, факты задержания в декабре 2018 – январе 2019-го ряда работников УП «Белжелдорснаб» и локомотивных депо Минска, Бреста и Жлобина по подозрению в совершении коррупционных преступлений. Кроме того, за совершение преступления коррупционной направленности задержан один из работников вагонного депо Брест.
О наличии проблем в сфере материально-технического снабжения доложил и начальник контрольно-ревизионной службы Юрий Криводуб. По результатам контрольно-аналитической деятельности можно сделать вывод о том, что, к сожалению, случаев нарушения процедур закупок, приобретения комплектующих по завышенным ценам, ненадлежащего осуществления входного контроля еще немало. Встречается и неэффективное использование имущества, когда оборудование или подвижной состав простаивает, не вовлекается в хозяйственный оборот.
Присутствующая на заседании ТЭСа заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры Светлана Масло призвала продолжить работу в этом направлении. Все виновные должны получить адекватные наказания, а профилактические меры следует усилить, ведь нарушения отдельных работников могут негативно отразиться не только на экономических результатах деятельности предприятий и магистрали в целом, но и на безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Владимир Морозов потребовал, чтобы в каждом обособленном структурном подразделении дороги была активизирована антикоррупционная деятельность, четко видели проблемы и предпринимали меры по недопущению негативных проявлений в дальнейшем. В рамках этого крайне важно повышать уровень знаний работников, обеспечивать соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
Участники ТЭСа также детально рассмотрели различные подходы к повышению эффективности обновления вагонного парка магистрали. Начальник службы перевозок Петр Дулуб доложил о том, что на сети железных дорог государств – участников Содружества, а также Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии по состоянию на начало февраля нынешнего года содержался парк из более чем 1,5 млн. вагонов. Из них 157,7 тыс. (порядка 10% от всего объема) – инвентарного парка. Причем ежегодно этот сегмент значительно сокращается. Железнодорожные администрации России, Казахстана, Украины, частично – Латвии полностью передали свой парк в собственность либо оперирование. В 2019-м аналогичные меры собираются предпринять в Молдове. Железнодорожная администрация Литвы ограничивает курсирование вагонов своего инвентарного парка и активно передает их в арендное пользование.
В настоящее время инвентарный парк Белорусской железной дороги составляет около 27 тыс. грузовых вагонов. Кроме того, в Беларуси зарегистрированы 95 собственников грузовых вагонов, парк которых насчитывает почти 13,8 тыс. единиц. В такой ситуации и с учетом прогноза ее развития назрела необходимость повышения эффективности обновления вагонного парка. Специалисты Управления дороги совместно с экспертами определили четыре наиболее подходящие модели развития. Такие сценарии предполагают различные механизмы приобретения и использования подвижного состава. Проректор по научной работе БелГУТа Александр Ерофеев объяснил достоинства и недостатки каждого из подходов, подкрепил их экономическими расчетами.
Выслушав доводы специалистов, Владимир Морозов отметил, что выбор модели развития не должен исходить исключительно из необходимости стимулирования процесса обновления парка грузовых вагонов, а в первую очередь – быть направлен на удовлетворение потребностей экономики страны в перевозке грузов. На эту проблему нужно смотреть шире: с учетом юридических, экономических, технологических и социальных аспектов, прогнозирования динамики грузопотоков. Начальник дороги поручил сформировать рабочую группу по выработке конкретных предложений с их подробным юридическим и экономическим обоснованием. Из-за особой актуальности данного вопроса результаты должны быть представлены в кратчайшие сроки.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика