Ценнейший ресурс магистрали

Белорусская железная дорога обладает необходимым кадровым потенциалом и использовать его нужно с максимальной эффективностью: совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли, сокращать долю практиков среди руководителей и специалистов, предоставлять молодежи больше возможностей для профессионального и карьерного роста и т.д. Такие задачи обозначил перед кадровыми подразделениями заместитель начальника дороги Петр Стоцкий на выездном итоговом совещании, прошедшем в Барановичах. Он особо подчеркнул, что данные вопросы нельзя пускать на самотек, ведь люди – важный ресурс магистрали.

С результатами работы в ушедшем году присутствующих ознакомил начальник профильной службы Управления дороги Андрей Кашко. По его словам, на конец 2018-го на магистрали трудилось 76 тыс. человек. Укомплектованность кадрами организаций и структурных подразделений Белорусской за последние пять лет выросла и составила 95,5%. Одним из основных показателей лояльности персонала, по мнению Андрея Александровича, можно считать стаж работы на дороге. И цифры здесь весьма красноречивы. Так, самой многочисленной в этом отношении является группа железнодорожников, которые трудятся на магистрали 10 – 20 лет (это практически каждый третий). Наименьший удельный вес (чуть более 5%) – у принятых в штат менее года назад.

Закрепить тенденцию

Руководитель службы обратил внимание на рост образовательного уровня работников дороги, который наблюдается на протяжении последних пяти лет (эту тенденцию необходимо закрепить). Он также подробно остановился на мерах, которые принимаются для сокращения числа практиков на должностях руководителей и специалистов.
– На дороге должна проводиться целенаправленная работа по восполнению кадров – как ушедших на пенсию, так и на замену практикам. И в первую очередь – за счет молодых специалистов, – потребовал Андрей Кашко. – Ежегодно на магистраль распределяется более тысячи выпускников. При этом порядка 30% из них с высшим образованием и более 70% со средним специальным трудоустроены в качестве рабочих.
Как показал анализ за последние пять лет, самый низкий уровень закрепления молодых специалистов по-прежнему остается в хозяйстве пути. Невысокий он также в хозяйствах электрификации и электроснабжения, сигнализации и связи, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, локомотивном и вагонном. Их кадровым подразделениям необходимо не только мониторить ситуацию, но и совместно с руководством на местах активизировать взаимодействие с молодежью, привлекать ее к участию в общественной жизни, в производственных и спортивных соревнованиях, что также способствует закреплению кадров.
Начальник службы обратил внимание, что в настоящее время рабочими на дороге трудится более 4 тыс. человек с высшим образованием. Они должны рассматриваться как возможные кандидаты на должности руководителей и специалистов.
Затрагивая тему трудовой дисциплины, Андрей Александрович отметил, что принимаемые меры организационного и практического характера принесли определенные положительные результаты и позволили снизить число нарушений в сравнении с 2017 годом, но это не может быть причиной для самоуспокоения, необходимо продолжать двигаться в данном направлении.

Работа над ошибками

В ходе заседания начальник службы акцентировал внимание на результатах проверок соблюдения законодательства о труде в организациях и обособленных структурных подразделениях Белорусской железной дороги, проведенных как контролирующими инстанциями, так и работниками службы в прошлом году. Он детально проанализировал наиболее типичные выявленные нарушения и недоработки. Избежать их впредь позволит недавно созданный сайт профильной службы, где специалисты кадровых подразделений магистрали смогут найти всю необходимую им информацию.
В завершение своего выступления Андрей Кашко констатировал, что в целом поставленные на 2018 год задачи по всем основным направлениям выполнены. В текущем необходимо усилить контроль за осуществлением кадровой работы, не допускать нарушений прав граждан и требований делопроизводства, фактов формализма и волокиты. Назначение на должности руководителей и специалистов проводить в строгом соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих и действующим законодательством. Активизировать взаимодействие с профильными учреждениями образования, Дорожным центром, проводить тщательный отбор персонала, направляемого на обучение, продолжить реализацию мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, закреплению молодых специалистов.

Пять лет в новом формате

Выездное итоговое заседание было организовано на базе Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской магистрали, который в марте отметил пятилетие самостоятельного функционирования. О том, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках совершенствования системы непрерывного профессионального обучения, рассказал руководитель центра Владимир Какорин.
С момента его создания здесь углубили и получили новые знания свыше 15 тыс. железнодорожников. Причем на протяжении пяти лет наблюдался стабильный рост количества слушателей, а в 2017/2018 учебном году он был самым значительным (при плане чуть менее 3,3 тыс. человек реальная цифра составила более 6,2 тыс.). Это связано с увеличением числа обучающих курсов по заявкам организаций, а также внедрением в Дорожном центре образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (этой возможностью уже воспользовались 167 человек). Основными заказчиками обучения кадров в Дорожном центре являются службы локомотивного хозяйства и пути.
За время существования Дорожного центра проведена значительная работа по повышению уровня организации образовательного процесса и укреплению учебно-материальной базы, созданию соответствующих условий для обучения и проживания слушателей (на эти цели было затрачено более 4,7 млн. рублей). Сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив, внедрена система тестирования и проверки знаний. Направления дальнейшего развития Дорожного центра, по мнению Владимира Какорина, заключаются в совершенствовании существующей образовательной модели, требующей конкретизации организационных вопросов и изменения отдельных подходов к обучению, а также актуализации планирования обновления учебно-материальной базы.
Подводя итоги, заместитель начальника дороги Петр Стоцкий еще раз подчеркнул, что организация данного совещания на базе Дорожного центра свидетельствует о том, какое важное значение руководство магистрали придает вопросам непрерывного профессионального обучения в целом и роли центра в частности. На его коллектив возложена большая ответственность. Также Петр Васильевич поручил профильной службе более предметно проработать предложенные меры по повышению качества обучения персонала Белорусской.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика