Ретроспектива с перспективой
У жителей агрогородка Опса, что на Браславщине, теперь есть своя железнодорожная достопримечательность: на месте, где раньше проходила узкоколейка, установили… паровоз.
Над его созданием трудились работники Видзовского профессионально-технического колледжа – старались повторить варшавский оригинал, который в свое время курсировал на этом участке магистрали. Результат оказался впечатляющим – шеститонная металлическая конструкция длиной в 7,5 метра и высотой 3,5 метра. Местные жители считают, что такой красавец вполне может претендовать на объект районного туристического маршрута.
– Узкоколейка Друя – Браслав – Дукштас играла важную роль в нашем регионе, связывала его с крупными городами. Говорили так: «Узкая дорога – в большой свет», – отмечает научный сотрудник Браславского историко-краеведческого музея Дарья Васильева. – Когда во время Первой мировой войны линия фронта между немецкими и российскими войсками окончательно стабилизировалась, началось строительство подъездных железнодорожных путей. Узкоколейку протяженностью 60 км из Друи через Браслав, Опсу, Пеликаны возвели за два летних месяца в 1916 году. В начале 1920-х она была соединена с линией Дукштас – Чепуканы. И магистраль Друя – Браслав – Дукштас стала 94-километровой. В 20 – 30-е годы эта дорога имела большое экономическое значение: не только обеспечивала стабильное пассажирское сообщение Браславщины с другими регионами, но и способствовала грузовым перевозкам. Во время Великой Отечественной узкоколейку решили использовать в своих целях оккупанты, но в силу того, что охранять ее было нелегко, от эксплуатации они отказались. После окончания войны грузовое и пассажирское движение возобновилось, но прежней мощи не было, поэтому в 1960-х пути демонтировали.
– О том, что в Опсе была железная дорога, раньше напоминала лишь высокая насыпь. Теперь же над ней возвышается паровоз, – отмечает председатель Опсовского сельского исполнительного комитета Алла Данилина. – Символично, что установили его в Год малой родины. Мы таким образом возрождаем историю, которую должны знать потомки. Рассматривали много разных идей, как сделать паровоз, какому материалу и размерам отдать предпочтение, но решили остановиться на долговечной металлической конструкции внушительных габаритов.
Работники Видзовского профессионально-технического колледжа Эдуард Стацевич и его сын Павел к созданию паровоза подошли очень ответственно – изучили старые фотографии, исторические материалы. Далее следовала кропотливая работа. Сначала сделали узлы и детали, последовательно скрепляли их вместе. В силу крупных размеров нелегко было найти вариант изготовления ведущих колес. В итоге решили использовать списанные диски трактора МТЗ, которые разрезали вдоль, и вставили спицы с противовесом.
– К памяти о прошлом в нашем учебном заведении отношение бережное, есть свой историко-краеведческий музей, экспозицию которого мы стараемся пополнять новыми объектами, – подчеркивает директор Видзовского профессионально-технического колледжа Михаил Смирнов. – Интересна для нас и тема железной дороги, поэтому с удовольствием приступили к воплощению идеи и результатом остались довольны. В будущем планируем обустроить здесь целый историко-культурный комплекс: сделаем несколько вагонов к паровозу, оборудуем место для отдыха, установим информационные стенды, которые расскажут о былом Опсы.
Работы предстоит немало, но, бесспорно, центральный объект комплекса уже на месте.
Екатерина ОСОВСКАЯ