Наследие, собранное по крупицам
Край легенд и преданий, живописной природы и самобытной архитектуры – Крупский район никого не оставит равнодушным. Эти земли в разные эпохи входили в состав многих государств и стали малой родиной для людей, которыми по праву гордится Беларусь. В их числе – и дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Коваленок. Музей, посвященный нашему прославленному земляку, пользуется большой популярностью у туристов. Впрочем, во многовековой истории Крупского района еще немало известных имен и интересных страниц…
Город Крупки расположен в 110 км от Минска. Район граничит с Могилевской и Витебской областями. В разные столетия по этим землям прокатывались войны, а с ними – разрушение и смерть. И каждый раз жители буквально по крупицам собирали утерянное, заботливо сохраняли все, что удалось спасти в годы огненных лихолетий.
– Малая родина… У каждого она своя. Для одних это родной город, улица или небольшой дворик, для других – деревня, где прошли детство и юность, а для кого-то – природа, которая радовала глаз и дарила чувство покоя.
В любом случае к месту, где человек родился, сделал первые шаги, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, на протяжении всей своей жизни он чувствует теплоту и любовь, – отмечает Елена Панковец, которая трудится билетным кассиром станции Крупки пять лет. – Я родилась в деревне Плавучее Галое, которая получила название от находящегося поблизости болота.
В 1950-е годы здесь велись торфоразработки. Деревня расположена недалеко от железной дороги, рядом с остановочным пунктом Бережок. Сегодня в ней проживают в основном дачники. Когда мне исполнилось три года, родители построили дом в Крупках, и мы переехали в райцентр. Здесь прошли мое детство, школьные годы. Тут я познакомилась со своим супругом, кстати, тоже железнодорожником. Виталий уже десять лет трудится монтером Борисовской дистанции пути. Обслуживает зону 4-го околотка. А родом он из поселка Крупский, где и находится железнодорожная станция. Мы живем в родительском доме вместе с двумя сыновьями и моим отцом. Для нас Крупщина – красивый, благодатный уголок белорусской земли. Край с нетронутой природой, затерянными в глубине лесов старыми деревушками, бережно хранящими самобытные традиции, с новыми развивающимися агрогородками.
Впервые поселение на Крупской земле (в частности, деревня Худово) упоминается в 1350 году на страницах Друцкого Евангелия, в завещании князя Василия Друцкого. Что же касается Крупок, первые сведения о них встречаются во втором «Хождении Трифона Коробейникова» от Москвы до Иерусалима и датируются 25 февраля 1593 года. В 1613-м Крупки отмечены среди значимых местечек на карте Великого княжества Литовского, изданной в Амстердаме по заказу Николая Радзивилла Сиротки. Первые более подробные письменные сведения о населенном пункте относятся к 1627 году. Тогда князь Сангушко Сымон Самуэль подарил своей жене Елене Корвин-Гасевской местечко Крупки, которым семья владела до конца XVIII века.
В 1999 году был утвержден герб города Крупки. на нем в голубом поле серебряной лентой изображена река Крупка, которая протекает через весь город и далее впадает в реку Бобр, золотые бусинки-крупицы травы «крупка дубровная», колесо водяной мельницы, являющееся своего рода визитной карточкой местечка Крупки на протяжении ХVII – ХIХ веков.
После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) Крупки оказались в составе Бобрской волости Сенненского повета Могилевской губернии Российской империи. Через местечко прошел важнейший путь – знаменитый Екатерининский тракт или, как еще его называли, старая Смоленская дорога. В Отечественную войну 1812 года Крупки были сожжены французскими войсками.
– С этим временем связана одна из легенд, – рассказывает Елена Панковец. – Недалеко от города есть озеро Стоячее, возле которого в те годы находилась униатская часовня. В ноябре 1812-го в ней молился Наполеон. Не желая оставлять награбленное и не в силах его увезти в условиях суровой зимы, император приказал сбросить в озеро карету с золотом, серебром, коллекциями старинного оружия и предметов искусства, драгоценными камнями и церковной утварью. Многие пытались достать эти богатства, но никому не удавалось. Хотя и поговаривали, что клад все же нашел местный помещик Карл Святский и в начале XX века на берегу реки Бобр построил двухэтажный кирпичный особняк, который сохранился до наших дней. А ведь Карл принадлежал к обедневшей ветви рода Святских. В конце 1970-х годов поиском клада занимались водолазы. Успехом они не увенчались. Однако пробы воды и грунта показали аномально высокое содержание золота, серебра и платины. Местные жители считают эту воду целебной.
В середине XIX века Святские построили в Крупках мукомольную мануфактуру, а немного позже наладили производство деревянной спичечной соломки для экспорта в Америку. К слову, импульсом для этого послужил общий промышленный подъем и, в частности, строительство железнодорожной линии Москва – Брест. Движение поездов здесь началось в 1871-м.
В 1910 году в местечке насчитывалось 190 домов и 1809 жителей. К середине 1930-х здесь действовали фабрика «Соломка» имени С. Халтурина, льнозавод, гончарный и смолокурный заводы, хлебопекарня, мельница, несколько промышленных артелей, электростанция. В 1932-м через территорию района, в том числе и через райцентр, проложили автомагистраль. Чуть позже построили каменное здание железнодорожной станции Крупки. В 1934-м открылась воздушная авиалиния Минск – Витебск, и возле поселка Холопеничи появился аэродром.
В феврале 1938 года Крупки вошли в состав Минской области, а в сентябре того же года получили статус городского поселка.
В июле 1941-го территорию района оккупировали фашисты. С 1942 года начали создаваться партизанские зоны. Район был освобожден во время операции «Багратион» 28 июня 1944 года. В годы Великой Отечественной войны погибло более 7 тыс. жителей Крупского района, массово уничтожалось еврейское население. Полностью были сожжены 10 и частично 12 деревень.
– В мае 1991 года городской поселок Крупки получил статус города. С тех пор он значительно преобразился, – отмечает Елена Панковец. – На Крупщине достаточно интересных мест для туристов. Одна из главных достопримечательностей – усадебный дом Святских, построенный в начале XX века в стиле модерн. Привлекает внимание и старинный парк с вековыми деревьями. Несколько лет назад в нем появились каменные арт-объекты – оригинальные скульптуры известных в стране резчиков. Гостям города стоит зайти в картинную галерею, которая носит имя известного живописца, заслуженного деятеля искусств Беларуси Бориса Аракчеева. В историко-краеведческом музее туристам расскажут не только о регионе, но и поведают множество старинных легенд, прочтут стихи знаменитых земляков – Михася Калачинского, Василия Зуенка, Василия Макаревича. Не оставят без внимания и персону Адама Богдановича – этнографа и фольклориста, который родился в Холопеничах. Он был отцом белорусского классика Максима Богдановича. Гордость крупчан – легенда мирового спорта Екатерина Ходотович (Карстен), чья малая родина – деревенька Осечено.
В числе достопримечательностей района – озеро Селява. В деревне Худовцы находится действующая Свято-Богородицкая церковь 1894 года. А в Хотюховской средней школе создан музей дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Владимира Коваленка. Здесь собрано множество семейных фотографий, воспоминаний одноклассников, односельчан и самого космонавта, его личных документов и наград. К слову, здесь же, в Хотюхово в свое время учительствовал Михась Климкович – в будущем известный писатель, переводчик, литературовед, председатель Союза писателей БССР, автор ряда поэм, стихотворений, либретто оперы «Кастусь Калиновский», балета «Князь-озеро», научных трудов, а также автор Государственного гимна БССР «Мы, белорусы».
Анна МЕРКУШЕВИЧ