В поиске эффективных решений
Экономика охраны труда в условиях совершенствования законодательного регулирования и другие актуальные темы стали центральными на дорожном совещании под председательством главного инженера магистрали Валерия Шубадерова. Мероприятие прошло в Витебском отделении.
В городе на Западной Двине собрались руководители различных служб Управления, а также главные инженеры отделений, специалисты профильных структурных подразделений и организаций дороги, представители ряда министерств и ведомств нашей страны, а также коллеги из России, Казахстана и Литвы.
Валерий Шубадеров, приветствуя собравшихся, отметил, что по традиции на совещании подводят итоги работы за прошедший год в сфере охраны труда, а также определяют дальнейшие направления развития. Валерий Николаевич рассказал о предпринимаемых мерах по выводу людей из вредных и (или) опасных условий труда, а также об обеспечении работников магистрали спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, обратил внимание на улучшение состояния здоровья железнодорожников, в том числе и на целесообразность ночных дежурств. Он подчеркнул, что благодаря развитию современных технологий железнодорожник может не участвовать в тех работах, где есть большая угроза его безопасности. Это достигается внедрением передовых диагностических комплексов в различных хозяйствах дороги, а также автоматизацией многих технологических процессов.
На заседании главный инженер магистрали поздравил коллективы, которые вышли в лидеры и заняли призовые места в дорожных конкурсах по охране труда за 2018 год. Победителями стали Гомельское отделение и УП «Белтрансавтоматика».
В числе лучших – Витебское и Брестское отделения, а также путевые машинные станции № 78 и № 116. Диплом вручили и за образцовое рабочее место по охране труда и культуре производства.
На нем трудится рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений столярного отделения путевой машинной станции № 78.
– Достойный труд измеряется не только заработной платой, но и безопасными условиями, – напомнил начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро. – На магистрали прослеживается устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Это стало возможным благодаря слаженной работе и новым подходам в сфере охраны труда. Резерв для дальнейшего снижения производственного травматизма мы видим во внедрении в наших организациях высокой культуры производства, в профилактике несчастных случаев, присоединении к реализации концепции «Нулевой травматизм», постоянном совершенствовании системы управления охраной труда.
В то время как в 2017 году на магистрали было зафиксировано 16 несчастных случаев, в которых пострадали 18 работников (из них 8 – с тяжелым и 1 – со смертельным исходом), в минувшем уже 13 (из них 1 – со смертельным и 7 – с тяжелыми исходами). В зоне риска оказались представители таких профессий, как составитель поездов и его помощник, промывальщик-пропарщик цистерн, монтер пути, электромонтер и другие. И если в 2017-м наибольшее количество несчастных случаев фиксировали на подвижном составе и автомобиле (72%), то в 2018-м – на территориях организаций и местах производства работ. Их основные причины – нарушение потерпевшими требований охраны труда и личная неосторожность, эксплуатация неисправного оборудования, невыполнение руководителями обязанностей по охране труда.
Юрий Александрович рассказал участникам заседания о целенаправленной работе и мерах, которые принимаются для улучшения условий и охраны труда на дороге. Он затронул тему совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения автоматизированных систем учета и контроля, профессионального долголетия и другие вопросы.
С докладом о состоянии промышленной и электробезопасности на магистрали выступил заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский.
– Для контроля за своевременным проведением технических освидетельствований, диагностирований, осмотров потенциально опасных объектов, а также прохождением ответственными лицами повышения квалификации и проверки их знаний на Белорусской железной дороге действует автоматизированная система «Контроль состояния промышленной безопасности», – подчеркнул Сергей Сергеевич. – Значительную часть работы по диагностике потенциально опасных объектов на магистрали выполняет отдел технического диагностирования и испытаний объектов повышенной опасности центра испытаний и технического аудита Конструкторско-технического центра, который имеет соответствующую лицензию. В 2018 году разработана и утверждена Программа технического диагностирования грузоподъемных кранов организаций, входящих в состав Белорусской железной дороги.
За последние пять лет в результате воздействия электрического тока травмированы 13 работников. Причем наиболее травмоопасной является деятельность тех, кто непосредственно обслуживает электроустановки и прежде всего, – персонал хозяйства электрификации и электроснабжения. В связи с этим были разработаны дополнительные мероприятия по предупреждению электротравматизма. Проведена работа по укомплектованию дистанций электроснабжения средствами защиты, устройствами видеофиксации допуска бригад, GPS-трекерами, имеющими функцию связи с энергодиспетчером. Переработана «Инструкция по электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированной железной дороге».
Опытом с коллегами поделился первый заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Василий Семеновых. Он рассказал о присоединении компании к концепции Vision Zero, направленной на достижение нулевого травматизма, а также о новых подходах в работе.
– Оценивая влияние человеческого фактора на несчастные случаи на производстве, становится очевидным, что в большинстве эпизодов главным виновником продолжает оставаться сам исполнитель работ, – отметил Василий Анатольевич.
Он подчеркнул, что очень важно повышенное внимание руководителей всех уровней к профилактике в вопросах безопасности производственных процессов, а также вовлечение каждого работника в решение проблемных вопросов охраны труда.
Главный менеджер Департамента производственной безопасности и экологии АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Марат Омаров также согласился с коллегой, что в 90% случаев причиной происшествий является пресловутый человеческий фактор. Он подчеркнул, что в их компании уровень травматизма снижается, но его темпы свидетельствуют о том, что есть, к чему стремиться. Многое делается в этой сфере, в том числе разработана концепция комплексного управления в области безопасности. Но поиск эффективных решений продолжается.
О важности своевременной и грамотной оценки профессиональных рисков, порядке расследования происшествий и инцидентов, а также подробном информировании работников при проведении инструктажа напомнила руководитель отдела по безопасности и здоровью работников АО «Литовские железные дороги» Гертруда Кубилюте.
Работа по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которая проводится в грузовом хозяйстве Белорусской магистрали, а именно по выводу железнодорожников из опасных зон благодаря использованию автоматизированной системы коммерческого осмотра – тема доклада заместителя начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Евгения Рыбицкого. А вопросы медицинского обеспечения безопасности движения подняла руководитель Республиканского центра медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Светлана Тузина.
В рамках совещания участники рассмотрели и ряд других тем. В здании КСЦ Витебского отделения, где проходило заседание, работала выставка. На ней были представлены образцы современного спецоборудования, инструментов и средств индивидуальной защиты белорусских и зарубежных производителей.
После заседания участников ознакомили с технологическим процессом работы локомотивного депо Витебск, а также порядком действий по ликвидации пожара в пассажирском вагоне и защите цистерны с легковоспламеняющейся жидкостью от воздействия огня на территории пожарного аварийно-спасательного поезда на станции Витебск.
На следующий день на базе Полоцкого вагонного депо прошли совещания главных инженеров и начальников отделов охраны труда, промышленной и электробезопасности отделений дороги, а также семинар для местных железнодорожников. Главной темой мероприятия стал подбор современных средств индивидуальной защиты и гигиены.
Екатерина ОСОВСКАЯ