Февраль
Сб
24
2024

О магистрали – с особой теплотой

За 90 лет ветерану локомотивного депо Волковыск Федору Матысюку довелось пережить многое. Но благодаря труду и терпению он смог добиться всего, чего хотел.

Родом Федор Семенович из деревни Семянувка (теперь территория Польши). Родители работали в колхозе и сына с раннего детства приучили к труду. В семь лет мальчика устроили пасти коров в семью состоятельного фермера, у которых он и жил. Домой Федя вернулся с началом войны, помогал родителям по хозяйству. После освобождения этой территории от немецких оккупантов подался на Могилевщину, чтобы найти работу, но не сложилось. Вернулся в родную Семянувку, а затем отправился в деревню Кремяница Зельвенского района Гродненщины. Там юноша случайно узнал, что в Волковыске открывается железнодорожное училище, и решил туда поступить. К слову, до города Федор Семенович добирался пешком, а это 24 км!
С двумя классами образования молодого человека зачислили на курс по кузнечному делу. А так как до начала занятий еще было много времени, директор училища отправил его и еще нескольких ребят на работы в подсобное хозяйство. Федор Матысюк был старостой группы, активным участником художественной самодеятельности – любил петь и играть на мандолине (разновидность лютни).
– Хороший голос и музыкальные способности я унаследовал от матери, – говорит ветеран. – А этот необычный инструмент в доме появился случайно. Мандолину завезли в наш сельский магазин. На нее претендовали несколько человек, поэтому решили устроить лотерею. Счастливый билет вытянул мой отец. А играть меня на ней научил сосед.
После окончания училища в 1947 году Федора Семеновича – кузнеца ручной ковки, имеющего 5-й разряд, – по распределению отправили в паровозное депо Брест. Но там долго не задержался – хотелось домой.
В Волковыске учился в вечерней школе и одновременно в оршанском отраслевом техникуме – на помощника машиниста паровоза. После поступил в Гомельскую дортехшколу, где освоил профессию машиниста тепловоза и дизель-поезда. Практику проходил в Котовске (Тамбовская область, Россия), побывал в Одессе, Кишиневе, Бендерах. С 1967 года и до выхода на заслуженный отдых трудился машинистом в локомотивном депо Волковыск. Ветеран до сих пор помнит, как доставлял паровозы на обточку колесных пар в Великие Луки, а в Полтаву – тепловозы на заводской ремонт.
Трудовой стаж Федора Матысюка на предприятии – 29 лет, а в целом на магистрали – 39. Он награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР, имеет звание «Лучший по профессии» среди машинистов дизель-поезда.
Герой публикации – страстный путешественник. Был во Владивостоке и Находке, Казахстане и на Кавказе. Побывал на месте, где произошла легендарная Полтавская битва, съездил в Варшаву.
Несмотря на почтенный возраст, у Федора Семеновича прекрасная память. Много интересного он рассказал не только о своих путешествиях, но и о Волковыске, с которым у ветерана многое в жизни связано.
– Здание бывшей железнодорожной больницы немцы построили для охраны станции Волковыск, – рассказывает ветеран. – Сохранилась в городе и рампа, с которой они вывозили людей на принудительные работы в Германию. А в здании железнодорожного училища, в котором я учился, сейчас располагается реабилитационный центр. Там в свое время трудилась санитаркой моя супруга Зинаида Николаевна.
С особой теплотой Федор Матысюк вспоминает годы работы на магистрали, своих коллег. Администрация предприятия, профсоюзная и ветеранская организации также не забывают о ветеране и постоянно его навещают, оказывают помощь. Частый гость у Федора Семеновича внук Сергей, который является продолжателем железнодорожной династии семьи Матысюк. Сам герой публикации старается вести активный образ жизни и периодически поправляет здоровье в санатории «Магистральный».

Евгений БОРЕЛЬ

Яндекс.Метрика