Звала всегда дорога

В локомотивном депо Жлобин, где автор этих строк в молодости трудился обтирщиком паровозов, а затем кочегаром, действует музей трудовой и боевой славы. Отдельной экспозицией в нем представлены биографии всех руководителей депо. Правда, сведений о довоенных начальниках предприятия немного. Сегодня мы попытаемся восполнить этот пробел.

Семен Гуторов

…В 1936 – 1937 годах начальником паровозного депо Унеча, которое тогда входило в состав Белорусской железной дороги с Управлением в Гомеле, был Семен Гуторов. Два следующих года он возглавлял паровозное депо Гомель. Когда для более успешной организации перевозок на направлении Север – Юг сдали в эксплуатацию новое паровозное депо Жлобин-Северный, Семен Демьянович переехал из Унечи и начал развитие этого предприятия. Его приписной парк состоял тогда из паровозов серии Щ, которые работали на участках Могилев – Жлобин и Жлобин – Калинковичи.
Заместителем Семена Гуторова был 27-летний Степан Гребеньков. Он родился в 1911 году. После окончания Гомельского техникума железнодорожного транспорта пришел машинистом паровоза в депо Унеча, затем его призвали в армию. После службы Степан трудился паровозным диспетчером в Унечненском отделении. В 1937-м перешел на аналогичную должность в Управление дороги в Гомеле. В том же году его назначили начальником паровозного депо Жлобин-Южный.
Степан Степанович говорит, что родился «в рубашке». Все у него получалось легко и просто. Веселый нрав, недюжинный ум, уважение к подчиненным, исполнительность и дисциплина… Правда, не все было гладко в личной жизни: супруга Степана Гребенькова умерла при родах, не стало и ребенка.
В конце 1938 года Степана Степановича перевели в паровозное депо Жлобин-Северный – заместителем Семена Гуторова. В начале 1939-го Гребеньков сменяет того в должности начальника предприятия, а Семен Демьянович возглавил депо Жлобин-Южный.
В те годы осваивалось движение тяжеловесных поездов. И в Управлении дороги решились на эксперимент: провести по участку Жлобин – Калинковичи тяжеловесный поезд. За правое крыло паровоза встал лично начальник депо Степан Гребеньков. Но спустя примерно час отказали сразу оба инжектора, расход котловой воды не пополнялся, выплавились контрольные пробки. Неимоверными усилиями бригада спасла паровоз. На разборе случая в Управлении дороги вины Степана Степановича не усмотрели, но его авторитет все же упал. Но только не в глазах Татьяны – женщины, которая ответила взаимностью на чувства начальника депо. В НКПС он получил назначение на Ярославскую железную дорогу. И вскоре приступил к исполнению обязанностей начальника паровозного депо Иваново. Татьяна уехала вместе с любимым. В июле 1939 года у них родилась дочь Инна, в январе 1941-го – сын Виталий. Когда началась война, в Иваново эвакуировались и родители Татьяны.

Степан Гребеньков (третий слева) в кругу близких

В августе 1941 года Степан Степанович в составе особого резерва паровозных колонн (ОРПК) отправился на фронт. За обеспечение оперативных перевозок для 3-го Белорусского фронта командир ОРПК № 40 инженер-майор Степан Гребеньков был награжден орденом Красной Звезды. Под его руководством восстанавливались пути на станции Инстербург (сегодняшний Черняховск в Калининградской области России) для продвижения воинских эшелонов к фронту.
Когда армия освободила Беларусь, Татьяна с трехлетним сыном присоединилась к составу ОРПК и с супругом дошла до Кенигсберга. Там подразделение расформировали, а Степана Степановича назначили начальником паровозного депо Кенигсберг. В 1948 году он получил назначение в литовский Радвилишкис на должность руководителя аналогичного предприятия. Благодаря его организаторским способностям это депо стало одним из лучших в республике. Степан Гребеньков был избран депутатом Верховного Совета и членом ЦК Компартии Литовской ССР. В Радвилишкис переехали тесть, теща и дочь Инна. Казалось бы, живи и радуйся. Но в семью пришло горе: внезапно умер сын Виталий.
Справиться с бедой Степану Степановичу помогла работа. В 1949 году его перевели в Каунас на должность начальника паровозного отдела. В тот же год в семье родилась вторая дочь Людмила. Стоит отметить, что Гребеньков был творческим человеком, очень любил театр. Из числа железнодорожников местного депо по его инициативе организовали любительский театральный коллектив, где он был и режиссером, и актером. Его постановки в железнодорожном клубе всегда проходили с аншлагом. Дом Степана Степановича отличало гостеприимство: ежедневно приходили друзья и сослуживцы.
Вскоре в биографии Гребенькова началась новая глава: его перевели в Ярославль на должность начальника паровозного депо. Как и раньше, он работал с полной самоотдачей, и вскоре вывел предприятие на передовые позиции. Добился успехов железнодорожник и по партийной линии: его избрали депутатом Верховного Совета РСФСР, членом обкома партии.
Степан Степанович не единожды бывал с семьей в Жлобине. С удовольствием посещал родное депо.
В 1960-м в его дом вновь постучалась беда: у Степана Гребенькова диагностировали неизлечимое заболевание. К сожалению, лечение не дало результатов: он ушел из жизни в возрасте 51 года, оставив 13-летнюю дочь Людмилу и 23-летнюю Инну. Татьяна Владимировна после смерти Степана еще более 10 лет работала в Дорпрофсоже Северной железной дороги. Несколько раз с дочерью Людмилой и внуком Женей приезжала в Жлобин.

Паровоз серии Щ

…Паровозное, а позже локомотивное депо Жлобин возглавляли талантливые руководители и сильные производственники.
В 1940 году Гребенькова сменил Иван Зелёнко, который и стал начальником депо Жлобин-Северный, а с 1944 года – депо Жлобин-Южный. В 1952-м предприятие возглавил Иван Долгов, который был на посту девять лет. Почти весь 1961 год депо руководил Николай Голубенко, ставший впоследствии начальником Гомельского электротехнического завода. Михаил Поваляев пришел на смену его в 1961 – 1962 годах, затем работал в аппарате Гомельского отделения. В 1962 – 1964 годах предприятие возглавлял Владимир Глевицкий, будущий главный инженер Витебского отделения дороги.
В 1964 – 1973 годах его сменил Андрей Елисеев. Затем с 1973-го на протяжении 14 лет депо руководил Владимир Ерофеев. Анатолий Микульчик трудился в этой должности с 1987-го по 1994-й. Владимир Балахонов был во главе предприятия с 1994-го по 2000 год, сегодня он – заместитель начальника дороги.
В 2000 году депо возглавил Николай Грапов, а в 2015-м – Юрий Рагин.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика