Методом наплавки
Специалисты участка по восстановлению элементов верхнего строения пути Жабинковской дистанции благодаря эффективному методу наплавки в этом году улучшили состояние путей и стрелочных переводов на станциях Жабинка, Янов-Полесский и Коссово-Полесское. В апреле в зоне их внимания – станции Бронная Гора, Оранчицы и Лесная.
Ежегодно железнодорожники устраняют различные поверхностные дефекты рельсов и частей стрелочных переводов – остряков, усовиков и крестовин. Благодаря этому удается значительно повысить срок службы пути и стрелок, а также снизить затраты на их содержание.
От постоянного динамического воздействия подвижного состава на путь на поверхности катания рельсов образуются локальные повреждения – отслоение металла или его выкрашивание, поперечные или продольные трещины головки рельса, его вертикальный износ. Это приводит к преждевременному выходу из строя элементов пути, снижению пропускной способности участка. Дефекты чреваты угрозой безопасности движения поездов, а также увеличением эксплуатационных расходов.
В Жабинковской дистанции пути применяют проверенный временем и эффективный метод «лечения» поврежденных участков – восстанавливают рельсы автоматической электродуговой наплавкой с помощью самозащитной порошковой проволоки и специализированного оборудования Translamatic. Оно состоит из сварочного робота, инверторного источника тока, сварочной головки, электрогенератора, протяжного механизма, а также бокса для хранения и размотки порошковой проволоки. Метод наплавки – один из основных способов ремонта рельсов и крестовин с применением современных технологий.
– Он позволяет устранять местные дефекты пути и признаки износа на поверхности катания рельсов, а также на их концах, стыках и частях стрелочных переводов, – рассказывает мастер участка по восстановлению элементов верхнего строения пути Жабинковской дистанции Владимир Скочиковский. – В процессе работы обязательно следим за качеством – ведь от этого зависят балльность пути данного участка, а также безопасность движения поездов. В этом году мы уже «вылечили» более 30 крестовин стрелок, произвели наплавку десяти концов рельсов и устранили 5 дефектных рельсов. В 2018-м выполнили наплавку 193 концов рельсов (из них в главных путях – 147, в приемоотправочных – 29, в прочих станционных и подъездных – 17). Также восстановили 145 дефектных рельсов и 56 крестовин. Годовой экономический эффект от этой работы составил более 940 тыс. рублей.
По словам Владимира Скочиковского, используемое специалистами участка оборудование импортного производства позволяет восстанавливать не все рельсы, а только с дефектами длиной не более 70 мм и глубиной вне стыка – до 6 мм, а в стыке – до 8 мм. При этом запрещается производить наплавку в зоне сварного стыка, при слепых зазорах, при наличии дефектов проката в виде волосовин, газовых пузырей по всей длине рельса. На тех участках, где уже применили наплавочный комплекс, практически не отличить ранее поврежденный рельс от здорового.
– Это оборудование мы получили в конце 2013 года и значительно улучшили состояние рельсов и крестовин на обслуживаемых направлениях, – продолжает мастер участка. – Начинали наплавку со станции Бронная Гора. К примеру, самая первая восстановленная здесь крестовина марки 1/11 до сих пор не вышла из строя и еще, вероятно, прослужит какое-то время. Это говорит о высоком качестве ремонта пути с использованием комплекса Translamatic. За последние пять лет мы успешно отработали на многих других станциях – Береза-Картузская, Ивацевичи, Оранчицы, Доманово.
У Владимира Скочиковского большой практический опыт. В дистанции он трудится с 2001 года. Начинал монтером пути 8-го околотка, был дорожным мастером, инженером техотдела и электромехаником. С января 2014-го – мастер участка по восстановлению элементов верхнего строения пути. В этом подразделении работают также два электрогазосварщика 6-го разряда – Артур Бойцун (в прошлом году его фото было размещено на Доске почета Жабинковской дистанции пути) и Павел Данилюк. Они настоящие профессионалы – первый трудится на предприятии с 2008 года, а второй – с 2010-го. Оба прошли специализированное обучение на курсах в Барановичах и Бресте, имеют допуск к автоматической электродуговой наплавке рельсов. К месту ремонта «доктора» путей (так называют бригаду наплавщиков) добираются на грузовом автомобиле, в котором помещается все необходимое оборудование и инструменты.
– На первоначальном этапе выявляю, каким образом наплавить металл на поврежденный участок рельса или элемента стрелочного перевода, – делится секретами мастерства Артур Бойцун. – Для этого выполняю механическую обработку головки рельса – с помощью электроинструмента снимаю несколько миллиметров его верхнего слоя. Основание должно быть гладким и без видимых повреждений для дальнейшей наплавки. Одно из преимуществ нашего оборудования в том, что оно позволяет выполнять ремонт без перерыва в движении поездов, но с ограничением скорости до 40 км/ч.
Далее подготовленный участок необходимо подогреть до 400 градусов газовой горелкой, которая крепится вдоль рельса. При этом специалисты контролируют температуру электронным контактным термометром в комплекте с термопарой, чтобы она не опускалась ниже 350 градусов. Если все в норме, можно приступать к следующему этапу.
– При достижении рабочей температуры к рельсу крепится сварочный комплекс, – продолжает разговор о технологических тонкостях процесса второй электрогазосварщик Павел Данилюк. – Наплавленный металл приобретает форму трапеции – его накладываем в один или несколько слоев в зависимости от глубины дефекта. Также учитываем, чтобы был «запас» нового слоя для последующей механической обработки.
Я использую порошковую проволоку – это намного эффективнее ручной наплавки, которую применяли раньше. Тем самым, удается быстрее наплавить металл, уменьшается вероятность появления в нем пор, и сам процесс получается более качественный.
Наплавленные участки после естественного охлаждения места ремонта до температуры не ниже 70 градусов необходимо обработать абразивным инструментом, чтобы удалить образовавшийся нагар – шлак. А затем закрепить шлифовальную машину – она двигается относительно головки рельса влево или вправо. Данная техника позволяет задать необходимый угол плоскости шлифовки, обеспечивающей точность обработки. Уже на этом этапе рельс получается гладким. Однако и это еще не все. После механической обработки наплавленных участков необходимо сделать капиллярную дефектоскопию, чтобы убедиться в качестве выполненной работы. При этом не должно быть обнаружено пор, трещин, невидимых или трудно различимых при визуальном осмотре.
В суточный срок нужно произвести ультразвуковой контроль в зоне наплавки (вне стыка), а в стыке – не позднее трех суток.
Во время ремонта движение грузовых и пассажирских поездов не закрывается. Колесные пары, наезжая на место наплавки, благодаря динамическому воздействию на путь, выполняют проковку металла, придавая ему еще большую прочность.
Юрий ФЕДОРЕНКО