Соединяя берега и судьбы

Несколько автомобильных, железнодорожный и даже пешеходный подвесной – каких только мостов сегодня не увидишь в городе Мосты! Но все же, как ни удивительно, к названию районного центра в Гродненской области эти инженерные сооружения не имеют никакого отношения.

По легенде, много лет назад Неман разливался весной с такой силой, что от каждого крыльца на улицу вели деревянные настилы – мостки. По ним и передвигались жители поселения до тех пор, пока вода не уходила. И хотя Неман нередко показывал своенравный характер, в жизни города он всегда играл важную роль. Ведь по реке пролегали торговые маршруты, соединявшие когда-то города Великого княжества Литовского и других государств. К слову, впервые Мосты упоминаются в исторических документах в 1486 году – как центр волости Гродненского повета. В 1539-м здесь возвели костел. Земельный участок под его строительство выделила королева Бона Сфорца, жена великого князя ВКЛ и короля Польши Сигизмунда I. Ревизия 1561 года свидетельствует о том, что в Мостах было 9 улиц, паром и пристань. Основная роль в торговле отводилась лесу – по Неману его сплавляли в Гродно, а также Ковно и Кенигсберг. Мосты развивались, и в XVII столетии местечко получило право проводить еженедельные торги и две ежегодные ярмарки.
После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году город вошел в состав Российской империи. В начале XIX века здесь построили судоверфь, развивались лесоразработки. В волости открылись суконное и лимонадное предприятия, меднообрабатывающая мануфактура. В 1812 году окрестности Мостов оказались на пути французской армии и стали ареной военных действий. Русским войскам пришлось отступать и строить переправу через Неман. В конце июня французы захватили Мосты, а уже осенью того же года с позором покидали пределы Российской империи. И более ста лет на территорию Мостовского района не ступала нога оккупантов.

Павел Шляхтун

В 1897 году в городе проживали 2633 человека, работало народное училище и лимонадное предприятие. Импульс к развитию Мосты получили со строительством железных дорог, которые соединили город с Гродно, Лидой и Волковысском. На месте лесопильного завода была основана железнодорожная станция.
С сентября 1915-го по декабрь 1918-го Мосты были оккупированы немецкими войсками. В 1921 году местечко вошло в состав Польши, было центром гмины Гродненского повета Белостокского воеводства. В межвоенный период в Мостах была основана фанерная фабрика Конопацких, которая поставляла продукцию для авиационной промышленности.
В 1939-м Мосты стали частью БССР. 15 января следующего года в составе Барановичской области был образован Мостовский район, состоявший из 11 сельских Советов.
Тяжелым испытанием для мостовчан стала Великая Отечественная война. Оккупационные власти ввели принудительную всеобщую трудовую повинность для жителей в возрасте от 12 до 65 лет. Зверства фашистов не знали границ. Судьбу Хатыни в Мостовском районе разделили деревни Княжеводцы, Задворье, Черленка, Щара, Шимки, Песчанка, Бояры… На территории района действовали подпольные комсомольские и антифашистские организации. Центром партизанского движения стала Липичанская Пуща. Одна из первых партизанских групп на Мостовщине была создана в конце 1941-го Павлом Булаком. В историю мировой авиации вошел случай, когда на таран вражеского истребителя пошел пилот… бомбардировщика. Отличился капитан Анатолий Протасов. В первый же день Великой Отечественной в небе над деревней Черлёна Мостовского района тараном своего бомбардировщика СБ-2М-103 он уничтожил немецкий истребитель Ме-110. Это событие не имеет аналогов в истории войны. Известно о 636 воздушных таранах, совершенных советскими пилотами в те годы, из них только 18 на счету летчиков бомбардировочной авиации. В 2006 году у дороги Мосты – Гродно установили памятный знак героическому экипажу.

Станция Мосты

…13 июля 1944 года Мостовский район был освобожден. За победу в кровопролитных боях 15 человек были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза». В годы войны погибло около 2700 мирных жителей. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной более тысячи уроженцев города и района. Память о событиях тех лет мостовчане свято берегут.

В сердце Гродненщины

Сегодня Мостовский район – регион с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Он привлекает многочисленных туристов. Здесь есть что посмотреть и чему удивиться.
…Ученые утверждают, что первые поселения в этом регионе появились в конце палеолита, то есть около десяти тысяч лет назад. На берегах Немана и его основных притоков, Щаре и Зельвянке, археологи обнаружили много следов стоянок. Сегодня известно около сорока памятников археологии. Также по Мостовской земле протекают реки Рось, Ельня, Дубница, Веретейка. Леса занимают каждый третий гектар района.
Завораживает красотой Республиканский ландшафтный заказник «Липичанская Пуща». Он расположен на территории нескольких районов Гродненщины, в том числе Мостовского. Заказник создан в 2002 году.
Здесь десятки видов растений, беспозвоночных животных, птиц и рыб. Два вида млекопитающих занесены в Красную книгу Беларуси… Еще одна «достопримечательность» – черные березы, которые также находятся под охраной.
По-своему уникально духовное наследие Мостовского района. Гостям принеманского края обязательно покажут Храм Святителя Николая Чудотворца в деревне Дубно. По легенде, местную церковь построили итальянские архитекторы… по ошибке. Проект создавался для города Дубно Ровенской области Украины. Однако строители перепутали и возвели его в одноименной деревеньке неподалеку от Мостов, насчитывавшей всего несколько десятков дворов. Еще один храм – костел Святой Анны в деревне Лунно. Он был построен из дерева в 1531 году на пожертвования королевы Боны Сфорцы.

Подвесной мост через Неман

С 1838-го по 1841 год здесь служил ксендз Павел Хринашкевич, друг Адама Мицкевича. Часто посещала службы писательница Элиза Ожешко.
Настоящим чудом Мостов считается подвесной мост через Неман, который появился в 1972 году. Его длина – более 193 м, ширина – 1,5 метра. Это единственный в стране большепролетный пешеходный мост оригинальной конструкции. Местные жители утверждают, что именно здесь лучше всего объясняться в любви.
О прочных чувствах напоминают многочисленные замки, которые оставляют молодожены на перилах.
Во многих странах хорошо знают деревню Гудевичи. Сокровищем традиций называют литературно-краеведческий музей, созданный как школьный в 1968 году учителем Гудевичской средней школы Алесем Белокозом. В его фондах хранится около 13 тыс. экспонатов, экспозиция размещается в 14-ти залах, есть библиотека. Посетители могут познакомиться с кузнечными, ткацкими изделиями и вышивкой, предметами из соломки, гудевичскими народными костюмами, деревянными и гончарными изделиями, народной медициной и другими. При музее работает кружок ткачества. Сюда часто приезжают туристы, в том числе из-за рубежа. И у всех есть возможность увезти с собой оригинальные белорусские сувениры, сделанные с душой.

«Всегда тянет домой»

Город Мосты – малая родина начальника местной одноименной станции Павла Шляхтуна. В его семье очень многое связано с железной дорогой.
– Я родился в доме, который находился буквально в нескольких десятках метров от путей, – вспоминает Павел Иванович. – Не понаслышке уже с малых лет знал о том, как работает стальная магистраль. К тому же мои родители тоже железнодорожники. Мама Тамара Николаевна с 1982-го по 2013-й трудилась дежурным по станции. Отец Иван Иванович работал электромехаником в Лидской дистанции сигнализации и связи, затем перешел дежурным на станцию Черлёна.
Иван Флерьянович – дедушка Павла Ивановича – трудился когда-то составителем поездов. А брат прабабушки был заместителем начальника станции Мосты.
– У моего отца до сих пор хранятся альбомы с фотографиями: так интересно рассматривать старые снимки, на которых запечатлены разные поколения нашей семьи! – говорит Павел Иванович. – Я горжусь и рад, что продолжаю дело своих родственников. Это очень ответственно.
Павел Шляхтун родился в Мостах в 1985 году. После окончания школы поступил в БелГУТ на факультет управления процессами перевозок.
В 2007-м пришел на станцию по распределению. Два года был приемосдатчиком груза и багажа, затем три года работал дежурным и еще пять лет – заместителем начальника станции. В мае 2017 года возглавил коллектив станции Мосты.Он объединяет 36 человек и все работают одной командой. Везде порядок, чистота и уют. В нынешнем году прибавили, пусть и немного, в погрузке, больше стало и пассажиров, которые приобрели здесь билеты.
…Здание станции Мосты построили более 100 лет назад, и когда-то оно было одноэтажным. После войны надстроили второй этаж. Последний раз строение ремонтировали в 2015 году. Сегодня оно впечатляет своей красотой и неповторимостью, напоминая средневековый дворец. Недаром это одна из визитных карточек районного центра.
– Приходилось бывать во многих уголках Беларуси, но всегда тянет домой. Для меня это самое красивое и дорогое сердцу место, – отмечает Павел Иванович.
Само название города очень символично. Мосты во всех значениях этого слова призваны соединять – берега, людей, прошлое с настоящим и будущим. И с этой благородной миссией во все века белорусский город прекрасно справляется.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика