Трудиться – и результатом гордиться

Минское отделение – лидер на Белорусской железной дороге в области рационализаторской деятельности по итогам 2018 года.

Экономический эффект от внедренных в производство новаторских идей составил здесь 585,5 тыс. рублей. Достижение весомое, особенно, если учесть, что это лучший результат минчан за три десятилетия. Ранее, в 2017-м году, отделение занимало второе место и дважды становилось третьим – в 2014-м и 2015-м.
О слагаемых успеха рассказал ведущий инженер отдела технической политики столичного отделения Борис Райко.
– Борис Михайлович, примите поздравления с отличным результатом работы. За счет чего удалось выйти в лидеры?
– Считаю, что это заслуга всего 17-тысячного коллектива Минского отделения. Самое главное – созданы благоприятные условия для развития творческого потенциала новаторов. Оказывается поддержка авторской инициативе – как руководством отделения, так и предприятий. К слову, начальник Минского отделения Павел Дашкевич и главный инженер Алексей Шилов в прошлом сами были активными рационализаторами и организаторами технического творчества.
– И все же за общими цифрами – конкретные предприятия и люди. Кого Вы могли бы отметить?
– В числе лидеров – коллектив станции Молодечно. В минувшем году там разработано и внедрено рационализаторское предложение по изменению схемы станции путем укладки съезда № 1/3 в нечетной стороне парка А. Инициатива направлена на сокращение задержек грузовых поездов у входных сигналов и на подходах к станции, обеспечение приема таких составов из Полоцка и Новополоцка на Вильнюс и Минск в парк Б. А также обеспечение пропуска поездных локомотивов из локомотивного депо Молодечно под составы отправляемых поездов в направлении Минска и Полоцка – с выходом на путь № 1Б через съезд № 1/3. И пропуска поездных локомотивов из-под составов поездов, прибывающих с Вильнюса и Лиды, с выходом на путь № 1Б через съезд № 1/3. Годовой экономический эффект от использования этого предложения – 253,6 тыс. рублей. Его авторы – Виктория Матыяшкойть (работавшая на тот момент начальником техотдела станции), ведущий инженер-технолог Анатолий Науменко, ведущий экономист Ионесса Трипузова, инженер-технолог Олеся Тимофеева.
Также хочется отметить коллектив станции Минск-Сортировочный. В минувшем году там благодаря предложенному техническому решению изменена технология формирования сборных и передаточных поездов. Авторы новации – инженер Татьяна Денисова, инженер-технолог Лина Моисеева, экономист Татьяна Соловей и техник Ольга Зыль. Суть рационализаторского предложения в том, что формирование сборных и передаточных поездов завершается в парке местной работы № 5. Это позволит улучшить эксплуатационные показатели. Полученная экономия составила 45,6 тыс. рублей.
Достойно проявили себя в этом направлении в 2018-м коллективы локомотивных депо Минск, Молодечно, Орша и моторвагонного депо Минск, Минской дистанции электроснабжения и многих других предприятий.
– Итоги прошлого года говорят сами за себя. Возможно, все дело в том, что в отделении применяли новый подход в организации работы?
– Не было ничего необычного. Велась планомерная работа с главными инженерами предприятий и инженерами по рационализации. Отслеживались проблемные вопросы в производственном процессе и ставились цели по их разрешению. А основная задача новаторов неизменна – снижение затрат на покупку дорогостоящего оборудования взамен вышедшего из строя, изменение технологических процессов работы и, как следствие, получение экономии за счет этих преобразований. На первом месте – качество новаций. В прошлом году участие в рационализаторской деятельности приняли 85 железнодорожников отделения. Они подали 45 инновационных предложений. Уверен, что число новаторов в отделении будет только расти.
– Наверняка этому способствует и дорожный конкурс молодежных инициатив. К примеру, в прошлом году сразу два представителя Минского отделения стали его призерами…
– Согласен с тем, что это очень нужный и интересный конкурс. Он позволяет молодежи заявить о себе, раскрыть изобретательский потенциал. А что касается призеров, будет правильно, на мой взгляд, их инициативы оформлять как рационализаторские предложения. Эти идеи обязательно должны быть реализованы.
– В чем залог успеха новаторов – в поддержке руководства предприятий или личных качествах характера: настойчивости, целеустремленности?
– Первое неотделимо от второго. Конечно, многое зависит и от человека: склада ума, трудолюбия, желания проявить себя в чем-то новом… А когда перед глазами пример близкого человека – эффект будет еще лучше. Сегодня на многих предприятиях отделения трудятся представители нескольких поколений новаторов – к примеру, начальник локомотивного депо Молодечно Эдуард Собачевский и его сын Павел. Работа рационализаторов на Белорусской железной дороге всегда заметна. Приятно, когда она получает высокую оценку.
– Борис Михайлович, если вернуться в историю, первое Положение о рационализаторских предложениях на Белорусской железной дороге датировано 1997 годом. Вы имеете непосредственное отношение к его созданию…
– На дороге не было нормативного документа, касающегося этой сферы, поэтому возникла необходимость в его разработке. Положение включило не только установившиеся нормы (составление заявления, порядок подачи предложения, выплата вознаграждения, порядок его расчета и многое другое), но также инновационные. Среди них – признание рационализаторским предложения, которое имеет организационный характер. Это предполагало, что практически любая идея новатора могла квалифицироваться как рационализаторская. Таким образом, придавался мощный импульс увеличению экономической эффективности подаваемых проектов, поскольку снимались все ограничения по признакам квалификации. Годом ранее, 24 июня 1996-го вышло постановление № 417 Кабинета Министров нашей страны «О мерах по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в Республике Беларусь». А 17 февраля 2010 года появилось постановление № 209 Совета Министров нашей страны «Об утверждении Положения о рационализаторстве в Республике Беларусь». Пожалуй, самое важное в нем было то, что сохранялся признак по квалификации – организационное решение.
Отмечу, что еще в 1990-е годы мы тесно сотрудничали с представителями БОИР (Белорусское общество изобретателей и рационализаторов). Впоследствии, когда БОИР вышел с предложением в Совет Министров о создании в стране положения по рационализации, за основу была взята соответствующая дорожная разработка. И сегодня оба документа практически идентичны. Приятно, что железнодорожники поспособствовали созданию нормативного акта для всей страны. Чем не повод для гордости?
Подытоживая нашу беседу, хотел бы искренне поблагодарить рационализаторов Минского отделения и всей Белорусской железной дороги за качественную работу, пожелать им новых успехов и новых идей!

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика