Каждый километр – как экзамен

«Окно», температурный режим плетей, звеньевой путь – это не просто слова из профессиональной терминологии, а составляющие жизни для почетного железнодорожника, производителя работ участка ремонта пути путевой машинной станции № 117 Владимира Романюка.

Он признается, что путешествуя на поезде по Беларуси, всегда чувствует особое воодушевление: десятки километров пути, по которым бегут колесные пары, уложены в том числе и его руками. За долгие годы работы он укрепил почти треть эксплуатируемых на магистрали путей, в частности, тех, что расположены на территории Могилевского, Минского, Барановичского и Гомельского отделений. А если суммировать пройденные им за это время километры, то получится почти длина экватора.
– Помню в деталях, как выезжали на каждое «окно», с какими сложностями сталкивались. А они порой в прямом смысле зарыты в землю, – с улыбкой вспоминает собеседник. – За четыре десятка лет таких историй накопилось огромное множество – хватит для отдельной книги. Помню, на станции Гавья мы ремонтировали первый путь. Измерили расстояние до перрона и приступили к работам. Разобрали старую рельсошпальную решетку, начали подрезку балласта, а бульдозер не может пройти – что-то мешает. Оказалось, что под перроном «спрятан» старый, построенный еще в начале прошлого века. Похожая ситуация была и на станции Юратишки. Там тоже обнаружилась «матрешка» из перронов. Но выход из обеих ситуаций нашли быстро и задания выполнили.
Процесс укладки железобетонной решетки или плетей бесстыкового пути – сложная ремонтная операция, где нужно учитывать множество факторов: наличие кривых малого радиуса, объем грузопотока на участке, погодные условия и другое. На работниках путевого хозяйства лежит колоссальная ответственность – за безопасность движения поездов, за перевозки грузов и человеческие жизни. Для Владимира Романюка каждый километр дороги, как персональный экзамен на профессионализм. И его он сдает на «отлично». По итогам работы за 2018 год железнодорожнику присуждена премия имени машиниста В. А. Яцкевича. В копилке его наград есть также нагрудные знаки «Почетный железнодорожник», «Выдатнік Беларускай чыгункі», Почетная грамота Белорусской железной дороги.
…Родился Владимир Михайлович в деревне Трилисски Ивановского района Брестской области, расположенной в 15 км от станции Янов-Полесский. Но работать на железной дороге и именно в путевом хозяйстве он мечтал с детства. О профессии путейца родным увлеченно рассказывал, приезжая домой, брат, который трудился на станции Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги.
Поэтому в 1972 году после окончания школы Владимир Романюк без долгих раздумий подал документы в брестский железнодорожный техникум. С первым профессиональным испытанием он столкнулся на производственной практике, и тогда понял, что хлеб путейца отнюдь не легок. И не только не испугался, а напротив: парня все больше затягивало выбранное им ремесло. По распределению попал в ПМС-200 Приволжской железной дороги. Там он обслуживал затерявшийся среди степей перегон Ершов – Озинки. Этот участок был одним из наиболее тяжелых: много кривых, а вместо щебеночного балласта – асбестовая крошка, которая при намокании покрывалась коркой.
Владимир Михайлович всегда старался выполнять свои обязанности профессионально, со знанием дела. Об этом свидетельствуют и записи в трудовой книжке: всего за четыре месяца работы от монтера пути он «вырос» до дорожного мастера. Полученный опыт пригодился и во время службы в железнодорожных войсках.
В 1979 году Владимир Романюк устроился в путевую машинную станцию в Жлобине. В 1985-м по семейным обстоятельствам перевелся в Лунинецкую дистанцию пути. Работал бригадиром пути на станции Ясельда. Но, признается, очень скучал по работе в ПМС – по движению, переездам, масштабным проектам.
– Свой день рождения 4 мая я даже не помню, когда встречал дома с семьей, – улыбается собеседник. – Для меня разъездная работа – образ жизни. Поэтому, как только появилась возможность, с радостью вернулся на жлобинское предприятие, где беспрерывно тружусь уже более четверти века. С 2004 года – прорабом участка ремонта пути.
За это время он досконально освоил все виды ремонта пути и подготовил не один десяток молодых специалистов.
Романюк проявил себя и талантливым рационализатором: на предприятии внедрено немало его новаторских идей, направленных на улучшение и облегчение условий труда монтеров пути. Находит время этот человек и для добрых дел – является почетным донором.
– За сорок лет многое изменилось: типы рельсов, структура верхнего строения пути, скрепления, – размышляет Владимир Михайлович. – На помощь путейцам пришел большой арсенал средств малой механизации и путевые комплексы. Однако самое главное во все времена – ответственность каждого на своем рабочем месте, соблюдение техники безопасности, производственной дисциплины. Эти принципы несколько десятилетий назад я взял за основу в своей работе, их стараюсь передать и молодежи.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика