По Болгарии – поездом
Поезд № 451/452 Минск – Варна для многих белорусов приблизил Болгарию и связал две очень непохожие железные дороги. Путешествуя на нем впервые, автор этих строк загорелся идеей узнать больше об этой магистрали и впоследствии отправился туда для изучения местных особенностей.
В соответствии с директивами ЕС, в Болгарии функции перевозчиков и управления инфраструктурой разделены. Вопросами инфраструктуры занимается инфраструктурное предприятие НКЖИ (Национальная компания «Железнодорожная инфраструктура»), перевозками – БДЖ (Холдинг Болгарские Государственные железные дороги EAD) и частные компании. В свою очередь, в состав БДЖ входят БДЖПП (пассажирские перевозки) и БДЖТП (грузовые перевозки).
Исторически сложилось, что именно участок Русе – Варна, по которому следует поезд Минск – Варна, был построен в Болгарии первым – в 1866 году. Об этом свидетельствует мемориальная доска на здании вокзала станции Варна.
На дороге применена стандартная европейская колея 1435 мм, магистраль электрифицирована на переменном токе 25 кВ, 50 Гц. Несмотря на отсутствие в соседних странах путей колеи 1520 мм, в Болгарии они есть. К примеру, в парке на станции Варна-Фериботна (Варна-Паромная), куда вагоны доставляют паромами из портов Черноморска, Поти и Батуми. Судя по нормативным документам, перестановка вагонов с колеи 1520 на 1435 мм с дальнейшим следованием по Болгарии возможна, однако я таких не встречал.
Система организации пассажирских перевозок существенно отличается от нашей. Лишь в некоторых поездах нужна резервация места – на них билеты продают с нумерацией. На большинство поездов в приобретенных проездных документах указывается лишь класс вагона. Как правило, он разделен на 10 купе. Причем в вагоне 2-го класса 8 сидячих мест, а в вагонах 1-го – 6. Двери и стены купе прозрачные: уже при посадке понятно, есть ли свободные места. Подвагонных генераторов, купе проводников в вагонах нет. Электрические щиты управления находятся на стене туалета под стеклом, электропитание вагонов осуществляется от локомотива. Одно купе (на весь поезд) занимают начальник поезда и кондукторы. Входные двери пассажиры открывают и закрывают самостоятельно. Спальные вагоны есть лишь в поездах, которые следуют в ночное время. Они практически полностью похожи на наши: билеты с местами, проводники в каждом вагоне, в купе три спальные полки.
Каждая железнодорожная линия в Болгарии имеет свой номер, который является частью номера поезда. К примеру, составы, следующие из Варны в Софию через Горну-Оряховицу, пронумерованы 2602, 2610, 2612 и т. д.
Пассажирские поезда делятся на категории: МБВ (международные), БВ (скорые, на дальнее расстояние, но с малым количеством остановок), ПВ (пассажирские, на длительное расстояние со всеми остановками), КПВ (пригородные, на короткое расстояние со всеми остановками). От категории поезда зависит и цена билета. Можно приобрести и групповой билет: для трех и более человек. Такой проездной документ выйдет дешевле, чем персональный.
График движения поездов, как и везде в Европе, вводится во второе воскресенье декабря. Пассажиры заблаговременно могут ознакомиться с ним и прислать свои предложения.
В каждом поезде есть кондукторы, проверяющие и продающие билеты, и начальник. В Болгарии он имеет больше полномочий, ему подчиняется локомотивная бригада.
Поезда, как правило, короткие, но ходят достаточно часто. Два-три вагона с электровозом – это стандартная практика, хотя бывает и больше. К примеру, между Варной и Софией ежесуточно курсируют семь пар пассажирских поездов.
В 2018 году вернули в эксплуатацию электропоезда ЭР25, построенные на Рижском вагоностроительном заводе. В их составе четыре вагона. Они существенно отличаются от ЭР9, хотя есть и сходство. К примеру, установлена автосцепка СА-3, которая не применяется на европейских железных дорогах.
Состояние поездов и инфраструктуры на БДЖ оставляет желать лучшего. Большинство бортов поездов разрисовано граффити. Вокзалы и перроны уже много лет не видели ремонта, а некоторые и вовсе пришли в упадок или заброшены. Покосом травы в полосе отвода и обрезкой деревьев специально никто не занимается. Справедливости ради стоит отметить, что многие вокзалы и станции несоразмерны объемам выполняемой работы.Поэтому решение не тратить колоссальные средства на их содержание можно понять. При этом на некоторых линиях и станциях активно ведутся строительство и реконструкция. В частности, в июле
2018 года обновлен участок Карнобат – Синдел. Работы здесь выполняются масштабные: спрямляют кривые, заново строят станции и остановочные пункты по новой трассе и на новых ординатах. Результаты такой реконструкции, к примеру, видны на линии Димитровград – Пловдив.
Многие станции не оборудованы ЭЦ и работают на ручных стрелках, на некоторых перегонах нет автоблокировки и локомотивной сигнализации. При этом на линии Бургас – София применяется Европейская система управления движением поездов (ETCS). Со временем модернизация коснется и других участков.
Вагоны и локомотивы имеют стандартную европейскую UIC-нумерацию из 12 цифр, одна из которых – контрольная. Существует алгоритм расчета правильности номера, равно как и в наших восьмизначных номерах.
В номер UIC входит код страны, серия и номер локомотива. К слову, в Европе серии локомотивов обозначаются цифрами, а не буквами, как у нас. Например, вместо надписи «ЭР25-038» применяется «32-038».
Из советской техники в Болгарии работают тепловозы ТЭ109, имеющие серию 07, а также путевые машины и дрезины. Основу локомотивного парка составляют чешские электровозы 44-й и 45-й серий, кузова которых очень напоминают электровозы ЧС2, применяющиеся как в грузовом, так и в пассажирском движении.
В Болгарии действует горная узкоколейка Септември – Добриниште с колеей 760 мм протяженностью 125 км. На ней находятся 35 тоннелей общей длиной 2858 м. К слову, на этой линии на высоте 1267 м расположена самая высокая железнодорожная станция на Балканах – Аврамово, а также известный горнолыжный курорт Банско.
В Русе, в здании первого в Болгарии вокзала, расположен Национальный музей транспорта. Несмотря на название, в нем представлен только железнодорожный и водный транспорт. Хотя экспозиция достаточно скромная, здесь можно увидеть вагоны-салоны царей Болгарии и турецкого султана. Еще больше интересной информации можно узнать у работников стальной магистрали. О тонкостях своих профессий они рассказывают с удовольствием.
Евгений ГРОМОВ