Подскажет LASCA

Своевременное выявление дефектов колесных пар подвижного состава позволяет не только обеспечить безопасность движения поездов, но и сохранить путевую инфраструктуру, а значит, снизить затраты на ее содержание и ремонт. Прекрасным подспорьем в работе профильных специалистов вагонного хозяйства стала автоматизированная диагностическая система LASCA.

На Белорусской магистрали она применяется шесть лет и за это время доказала свою эффективность. Только в прошлом году с применением данных систем проконтролировано 1147,7 тыс. вагонов, в которых выявлено 27 930 колесных пар с неисправностями поверхности катания браковочных размеров. За 3 месяца 2019-го – 273,4 тыс. вагонов и 7342 дефекта. При этом средняя подтверждаемость наличия неисправностей на поверхности катания колесных пар, которые помогла обнаружить система, превысила 97%.
На дороге сегодня используются три специализированных комплекса системы LASCA. Они установлены на участках с самым напряженным грузопотоком – на подходах к станциям Молодечно, Орша и Витебск. Такое их размещение позволяет по максимуму охватить подвижной состав, который прибывает к нам из соседних государств, а также направляется на железные дороги сопредельных стран. Применение данных устройств позволило сократить количество засылок и возвратов грузовых вагонов с техническими неисправностями, существенно уменьшило связанные с этим эксплуатационные расходы.
– Благодаря диагностическим системам LASCA мы можем получать оперативную информацию о наличии подвижного состава (в том числе и тягового), колесные пары которого требуют срочной замены, тем самым обеспечивая безопасность движения, – подтвердил заместитель начальника службы вагонного хозяйства Александр Динкевич.
Он рассказал о том, кто следит за исправностью этих полезных устройств. Так, непосредственным контролем технического состояния (регулировкой, заменой датчиков и т. д.) занимаются специалисты дистанций сигнализации и связи. Постоянный мониторинг корректности работы программного обеспечения, передачи данных в круглосуточном режиме осуществляет Конструкторско-технический центр Белорусской магистрали. Конкретные параметры, регламентирующие уровни срабатывания системы, устанавливает служба вагонного хозяйства.
Основное напольное оборудование находится на перегоне. Принцип его действия заключается в регистрации отклонений лазерного луча при динамическом воздействии дефекта колесной пары на рельс. Когда состав проходит зону датчиков, система воспринимает колебания луча лазера, обрабатывает показания и в виде цветного графика отправляет результаты оператору вагонного депо. Зеленый – норма, фиолетовый – брак. Есть еще желтый и красный (в зависимости от размера дефекта и степени его динамического воздействия), представляющие информацию о наличии неисправностей колесных пар, которые пока не достигли браковочных размеров. Система довольно информативна, потому что позволяет получить сведения по конкретной подвижной единице, стороне вагона и колесной паре. Это значительно облегчает труд осмотрщика-ремонтника вагонов. Имея данные по всему составу, он уделит особое внимание тем колесным парам, которые «засветились» тревожным цветом. Именно этот человек примет окончательное решение о необходимости проведения отцепочного ремонта.
– Целиком отдавать диагностику на откуп системе LASCA тоже нельзя, – предупреждает Александр Васильевич. – Есть такие дефекты, которые данными устройствами не диагностируются. В частности, неисправности, наличие которых связано, прежде всего, с износом поверхности катания колесных пар при эксплуатации – равномерный износ поверхности катания, тонкий гребень, остроконечный накат, вертикальный подрез гребня, кольцевые выработки на поверхности катания колес, уширение обода и т. д. Они не дают ощутимого динамического воздействия на рельс, а значит, не регистрируются системой. Все это необходимо обнаружить визуально и измерить шаблоном. В будущем, я уверен, появятся технические решения, которые позволят полностью диагностировать колесную пару на предмет наличия как естественных износов, так и ползунов, выщербин и т. д. Но пока что человек и техника должны работать вместе.

Инга
МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика