А главное – польза людям

Сорок пять лет жизни отдал Белорусской магистрали почетный железнодорожник, ныне председатель совета ветеранов Витебского отделения Николай Есюченко.

Как ни удивительно, в школьные годы он мечтал стать геологом. «Помните, как поется в популярной песне? – улыбается Николай Дмитриевич: «Ты уехала в знойные степи, я ушел на разведку в тайгу». Нас тогда увлекала романтика далекого и долгого пути. Но когда пришло время сделать выбор, мой отец настоял на том, чтобы я поступил в Оршанский техникум железнодорожного транспорта». Так Николай Есюченко связал судьбу с магистралью. И, как сам признается, об этом никогда не жалел.
– Наша семья жила в деревне Обухово Россонского района Витебской области, – рассказывает собеседник. – Место это тихое, удаленное. Отец Дмитрий Михайлович был кузнецом – мастерил бороны, сеялки, косилки. Мать Лидия Васильевна работала в колхозе дояркой, счетоводом и возглавляла передовое льноводческое звено. Помню, как к нам приезжал первый секретарь ЦК КПБ Кирилл Мазуров. Встречался с льноводами, посетил и наш дом. Побеседовал с моей матерью, а затем нас, детей, прокатил на своей машине.
Впервые Николай проехал в поезде, когда учился в оршанском техникуме на отделении «Эксплуатация железных дорог». Он с теплотой вспоминает своих педагогов: Василия Козлова (он же был и директором техникума), Наталью Кобзон, Евгению Кельман, Варвару Бакунову, чьи лекции помогали ему успешно осваивать профессию. Юноша активно участвовал и в общественной жизни учебного заведения: играл в составе духового оркестра, выпускал в общежитии стенгазету. А еще после занятий успевал подрабатывать столяром, сантехником, кочегаром, раз в месяц – на разгрузке вагонов.
На четвертом курсе он проходил практику стрелочником на станции Ксты. Затем был дежурным по станции Свольно, а по тем временам далеко не каждому учащемуся оказывали такое доверие.
По окончании техникума Николая призвали в армию. Он проходил службу в Гродно, затем в Печах под Борисовом, сдал экстерном экзамены в школе младших командиров. Николай Дмитриевич вспоминает 1967 год: «Я служил в роте бронированных разведывательно-дозорных машин. И вот торжественный день. Нашей 30-й Иркутско-Пинской дивизии вручали памятное знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР в честь 50-летия Октябрьской революции. Грянул торжественный марш, затем – строевая песня. И меня, старшину роты, вызвали на трибуну. А там в окружении командиров стоял первый заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств – участников Варшавского договора, маршал Советского Союза Иван Якубовский. Увидев меня, он поинтересовался, как идет служба. И вдруг спросил: «Домой хочешь?..». Я отчеканил: «Так точно, товарищ маршал!». И он тут же дал распоряжение поощрить меня десятью сутками отпуска. Я провел его дома, в кругу семьи. А службу окончил в декабре 1968 года в Чехословакии». Армия закалила характер, помогла раскрыть организаторские способности. Эти лучшие качества пригодились парню и на железной дороге.
На станции Полоцк Николай Есюченко начинал помощником составителя поездов, затем стал дежурным по станции, старшим помощником начальника станции. После окончания Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта работал заместителем начальника станции по оперативной работе. В 1980 году его назначили руководителем станции Витебск.
– Это было трудное для нас время, – вспоминает Николай Дмитриевич. – Рос объем перевозок, а на станции в это время шла реконструкция путевого хозяйства. В трех парках сооружались сор-
тировочные горки, внедрялись диспетчерское управление расформированием и формированием поездов, электрическая централизация стрелок и сигналов. Реконструкция продолжалась более восьми лет. И в этих условиях станция не прекращала работу, на путях были задействованы одиннадцать маневровых локомотивов.
Два года Николай Есюченко был заместителем начальника отдела движения отделения дороги. В 1990 году его избрали заместителем председателя Железнодорожного районного Совета депутатов города Витебска. Да еще два созыва он был депутатом областного совета.
Затем Николай Дмитриевич вернулся в отделение дороги и возглавил Витебскую дирекцию по обслуживанию пассажиров, преобразованную позже в пассажирский участок (ныне это вагонный участок). Возраставший в те годы пассажиропоток требовал развития соответствующего хозяйства, его технического перевооружения и, соответственно, энтузиазма руководителя коллектива. И Николай Есюченко, как и его предшественники, кропотливо решает эти вопросы: меняются старые билетопечатающие машины на новые типа КР-1Ж «Символ», внедряется система «Экспресс-2». На станции завершается строительство нового здания Витебского резерва проводников, затем вводятся в эксплуатацию вагономоечная машина и служебно-бытовой корпус. А в Полоцке начинается возведение пункта технического обслуживания вагонов.

Ветераны-железнодорожники Витебского отделения совместно с членами профсоюзной организации и активистами ОО «БРСМ» во время посещения памятных мест Россонщины

По инициативе руководства пассажирского участка в отделении стали ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства среди проводников и билетных кассиров с целью популяризации этих профессий среди рабочей и учащейся молодежи. За достигнутые успехи в обеспечении объема перевозок и повышение культуры обслуживания пассажиров коллективу предприятия неоднократно присуждались призовые места в отраслевом соревновании. А его руководитель Николай Есюченко был удостоен знака «Почетному железнодорожнику». «Большую помощь и поддержку мы получали от начальника Белорусской магистрали Евгения Володько, главного инженера дороги Владимира Борисюка, начальника пассажирской службы Виктора Кошанова, а также руководителей отделения Николая Крылова, затем и Сергея Пахолкина», – отмечает Николай Дмитриевич. Своей порядочностью и ответственным отношением к делу Николай Есюченко завоевал авторитет и уважение у железнодорожников. И все эти годы рядом по жизни идет супруга Людмила Ивановна, с которой он познакомился еще в 1970 году. Окончив оршанский железнодорожный техникум, она долгие годы работала на Белорусской магистрали и ушла на заслуженный отдых с должности заведующего билетным бюро отделения дороги. В их дружной семье выросли двое детей. Сын Дмитрий работает на Витебской транспортной базе. Дочь Галина окончила Витебский государственный медицинский университет. Она – доцент кафедры биохимии, кандидат биологических наук. Николай Дмитриевич уделяет много внимания внукам – Коле, Ване, Саше и внучке Даше. Успевает поработать и на дачном участке, занимается садоводством и пчеловодством.
В 2008 году Николай Есюченко вышел на заслуженный отдых. Годом раньше был избран председателем совета ветеранов отделения, а после и членом Президиума совета ветеранов дороги. «У нас более 4700 пенсионеров. Возглавляют первичные организации добросовестные люди, мы – коллектив единомышленников, – замечает Николай Дмитриевич. – Главное для нас – это социальная поддержка ветеранов. Стараемся удовлетворить по возможности и все их просьбы. Не забываем и о культурном досуге пожилых людей. Вносим свой вклад также в воспитание молодых железнодорожников, участвует с ними во многих мероприятиях». Большой жизненный опыт Николая Есюченко и сегодня приносит пользу людям.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика