С благодарностью судьбе

Почетному железнодорожнику, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени, кандидату технических наук, почетному ветерану Белорусского общественного объединения ветеранов Виктору Долонговскому исполняется 80 лет.

В довоенное время семья Долонговских проживала в Железнодорожном районе Гомеля. «Тот дом построил еще мой дед Станислав Александрович, – рассказывает собеседник. – Он трудился на Либаво-Роменской железной дороге. В начале ХХ века переехал в Гомель, участвовал в строительстве паровозоремонтных мастерских. Бабушка по происхождению была дворянкой». Отец Виктора – Александр Станиславович – работал начальником Гомельского аэропорта. В Великую Отечественную семью эвакуировали в Казахстан. Александра Станиславовича назначили начальником местного аэродрома, на котором обслуживали самолеты, поступавшие в СССР в виде военной помощи от союзников. После войны семья вернулась в Гомель, и отец Виктора пришел работать в Управление Белорусской магистрали. У того были золотые руки: умел сложить печь, отремонтировать машину, обустроить квартиру. Эти способности передались и сыну. Сам Виктор в 15 лет научился водить автомобиль, увлекся авиамоделированием, особенно радиоаппаратурой. Во многом это обстоятельство и повлияло на выбор жизненного пути.
После окончания десятилетки юноша поступил на вечернее отделение механического факультета БИИЖТа. На третьем курсе он пошел работать в паровозное депо Гомель – сначала слесарем-электриком, затем помощником мастера тепловозного цеха. Собеседник с теплотой вспоминает первых наставников – мастера, заслуженного рационализатора БССР Алексея Лысого, начальника цеха Владимира Гапеева (впоследствии заместителя начальника службы локомотивного хозяйства), начальника депо Михаила Морозова.
В 1963 году Виктор Долонговский окончил институт. Руководителем его дипломного проекта был известный ученый и один из основоположников науки о локомотивном хозяйстве – профессор Николай Сохачевский.
Тогда, в 1960-е годы, грузовое и пассажирское движение начали переводить на тепловозную тягу. В это время Виктор Долонговский работает заместителем начальника локомотивного депо по топливно-складскому хозяйству, затем – заместителем по эксплуатации, главным инженером. Виктор Александрович и специалисты предприятия создали тренажер с пультом управления тепловозом и использованием видеомагнитофона для показа железнодорожных путей, что позволило ускорить обучение локомотивных бригад.
В депо новатор внес более 115 рационализаторских предложений. Он был награжден значком «Отличник изобретательства и рационализации 1980 года». А в 1984-м ему присвоили звание «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги». В тот же год Виктор Александрович возглавил коллектив локомотивного депо Гомель, которым руководил восемь лет. Главной его задачей было повышение технической и трудовой дисциплины, качества ремонта локомотивов. За высокие показатели в работе коллектив предприятия многократно награждался переходящим Красным Знаменем Управления дороги и Дорпрофсожа.
Шел 1986-й год… После аварии на Чернобыльской АЭС на Виктора Долонговского, начальника депо, возлагается ответственность за обеспечение потребностей в тяговом подвижном составе. Руководитель выезжает на место, оперативно решает вопросы с подачей локомотивов. «Некоторые маневровые тепловозы, также и магистральные, работавшие в «зоне», приходилось списывать», – вспоминает железнодорожник. За самоотверженный труд в экстремальных условиях он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1992 году Виктор Долонговский возглавил службу локомотивного хозяйства. Он много сил отдавал производственной деятельности, кроме того, успешно защитил кандидатскую диссертацию. После выхода на пенсию некоторое время работал заместителем главного инженера службы. В 2007-м стал председателем Организации ветеранов дороги. «Эта была огромная ответственность. Работа требовала терпения, умения общаться с пожилыми людьми», – рассказывает собеседник. За общественную деятельность на этом посту Виктор Александрович был отмечен ценным подарком начальника магистрали и Почетной грамотой Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
«Юбилей я встречаю в кругу семьи, – завершает беседу Виктор Долонговский. – Рядом со мной жена, дочь, зять, внуки. Радует меня то, что все они, кроме внуков, железнодорожники. Как и мой младший брат Станислав Александрович – в прошлом начальник Гомельской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Общий стаж нашей династии – 200 лет. Я благодарен супруге Галине Емельяновне за преданность, тепло и уют в нашем доме. В минувшем году мы отметили золотую свадьбу. Кроме того, я счастлив, что связал судьбу с магистралью. Спасибо людям, которые учили меня быть справедливым, инициативным и настойчивым в достижении поставленных целей».

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика