«Нет более счастливой судьбы…»
Сегодня 80-летний юбилей отмечает почетный железнодорожник Михаил Михайлович Жерело. Он прошел путь от дежурного по станции до заместителя начальника Гомельского отделения.
Родился именинник в деревне Лозки Калинковичского района, которая разделила в июле 1942 года участь Хатыни. Трехлетний Миша с сестрой и братьями успели спрятаться в лесу.
– Я этого не помню – слишком мал был. Мое самое яркое воспоминание тех лет связано с… котелком картошки, – рассказывает собеседник. – В январе 1944-го, когда освобождали Мозырский и Калинковичский районы, многие жители деревень прятались в лесу. Однажды вечером мы услышали, как кто-то скачет на лошадях. Взрослые спрятали детей, а я один остался возле костра. Растерялся: куда бежать? Оказалось, это были наши красноармейцы. Они меня накормили горячей картошкой и отвезли в Нахов. Там меня и нашел отец. Он в первые дни войны ушел на фронт. Получил известие, что деревню сожгли, но не прекращал нас искать.
А через пару месяцев пришло письмо и от старшего брата Григория.
В 1954-м, после окончания семи классов, Михаил поступил в гомельский железнодорожный техникум. До призыва в армию успел поработать дежурным на станции Друть Могилевского отделения. Службу проходил в Мурманске. Юноше предлагали продолжить военное дело, но он решил вернуться на железную дорогу, получить высшее профильное образование. В 1961-м поступил в БИИЖТ. На третьем курсе перевелся на заочное отделение, устроился дежурным по парку станции Калинковичи. Постепенно молодой специалист накапливал столь необходимый опыт. А когда в 1966 году получил диплом об окончании вуза, ему предложили возглавить коллектив станции Салтановка. И уже через три года ему доверили руководство одной из самых грузонапряженных в то время станций – Пхов.
– Она была связана подъездными путями с местным речным портом, на который приходились основные объемы перевалки донецкого угля, – вспоминает собеседник. – Ежегодно порт перерабатывал около 3 млн. тонн различных грузов. Хватало работы и железнодорожникам.
Добросовестный труд и творческий подход не остались без внимания руководства отделения: Михаила Михайловича неизменно направляли на ответственные участки. Успешно он справлялся с поставленными задачами и будучи начальником станции Калинковичи. Высокая ответственность легла на его плечи в 1986 году, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Уже через час после сообщения о чрезвычайном происшествии на железнодорожном вокзале стояли два состава, готовые к отправке.
– Не исключалась вероятность взрыва соседних энергоблоков атомной станции. При необходимости мы должны были оперативно обеспечить эвакуацию людей из Мозырского и Калинковичского районов, – поясняет собеседник.
В 1988 году Михаила Жерело пригласили в аппарат Гомельского отделения дороги ревизором по безопасности движения поездов, затем он возглавил планово-экономический отдел. Менялся уровень задач, появлялись новые обязанности, но неизменным оставалось одно – внимательное и доброжелательное отношение к людям. Ему, пережившему все тяготы военного детства, доподлинно известно, что человечность и взаимопомощь помогут справиться с любыми трудностями.
В 1992-м Михаила Михайловича назначили заместителем начальника Гомельского отделения.
В сферу его деятельности на протяжении последующих десяти лет входили подбор и распределение руководящих кадров, организация работы по укомплектованию предприятий кадрами массовых профессий и командного состава среднего звена, формирование резерва руководителей, укрепление трудовой и производственной дисциплины, подготовка и повышение квалификации персонала. Всегда на особое место он ставил решение социально-бытовых вопросов, организацию достойных условий труда и отдыха, лечение и оздоровление работников отрасли. При его непосредственном контроле были сданы в эксплуатацию общежития и дома-малосемейки для железнодорожников. Немало внимания уделялось поддержке молодых сотрудников, ветеранов войны и труда, стабильности в трудовых коллективах.
Более 45 лет жизни Михаил Жерело посвятил стальной магистрали. Где бы ни работал, пользовался большим уважением у коллег. Заслуги ветерана отмечены знаком «Почетный железнодорожник», другими высокими наградами. Он и сегодня часто говорит: «Нет иной, более счастливой судьбы, чем быть железнодорожником». Коллектив и совет ветеранов аппарата Гомельского отделения желают Михаилу Михайловичу крепкого здоровья, бодрости духа и долголетия!
Лидия СЕРГЕЕВА