В авангарде обновления

Электрификация участка Жлобин – Калинковичи, модернизация действующих здесь устройств СЦБ, а также внедрение микропроцессорной централизации в Гомельском и Калинковичском узлах... УП «Белтрансавтоматика», ставшее победителем отраслевого соревнования дороги по итогам 2018 года, и в 2019-м вносит существенный вклад в развитие стальной магистрали. О важнейших вехах истории и производственном потенциале коллектива рассказал директор «Белтрансавтоматики» Николай Максименко.

– Николай Николаевич, с чего начиналась история предприятия?
– С Муромского строительно-монтажного участка Горьковской железной дороги. Затем несколько раз изменялось название и место прописки. Например, был период, когда база располагалась в Смоленске.
В Беларусь переехали в 1955 году. И с тех пор были заняты не только на объектах нашей железной дороги, но и трудились на севере и в центральной части России, в Украине, прибалтийских республиках, Армении.
Первое время после получения белорусской прописки базировались на станции Степянка. Пока в столице не построили многоквартирный дом, работникам приходилось располагаться во временном жилье – в приспособленных для этого двухосных вагончиках.
Я и сам в свое время побывал в разных уголках СССР. Пришел на предприятие поле окончания БИИЖТа в 1977 году. Как сейчас помню: первые три месяца отработал электромонтажником. Тогда строили автоблокировку на участке Калинковичи – Ельск. Интересный поворот судьбы. Именно к этому участку мы приближаемся в настоящее время, будем модернизировать инфраструктуру, созданную в прежние годы. Довелось мне поработать и в Латвии.
Если сравнивать условия труда в разных регионах, то могу отметить, что в каждом есть определенные особенности. Например, в гористой местности для укладки кабеля много времени уходит на разработку скальных пород. Легче всего в степи: с кабелеукладчиком за полчаса можно 200 метров пройти. А в Беларуси, где болотистая почва и высокая плотность различных коммуникаций, приходится продвигаться осторожно: на те же 200 метров может понадобиться и целый день.
– Каким образом с течением времени изменялась специализация предприятия?
– В 1949 году было сформировано небольшое предприятие по строительству устройств полуавтоматической и автоматической блокировки, линий связи и электроснабжения. И с тех пор профиль деятельности преимущественно сохранялся. При этом работники предприятия во многих случаях были первопроходцами. Например, мы впервые на Белорусской железной дороге начали монтировать воздушную сеть волоконно-оптических линий связи на линии Красное – Брест. А затем, когда закупили бестраншейный кабелеукладчик, приступили к строительству ВОЛС на участке Жлобин – Могилев. В 2007 году мы также впервые на Белорусской магистрали внедрили устройства микропроцессорной централизации на станции Полоцк. В 2011-м предприятие расширилось, и в Жлобине был образован филиал УП «Белтрансавтоматика» – Энергомонтажный поезд. И этот коллектив сыграл важнейшую роль на новом этапе электрификации нашей магистрали. Бригады устанавливали опоры, осуществляли монтаж и наладку контактной подвески, выполняли другую работу. Они приложили много усилий для открытия регулярного движения поездов на электротяге на участках Осиповичи – Гомель и Молодечно – Гудогай.
Нам есть, чем гордиться. На Белорусской железной дороге наши работники построили системы автоматической и полуавтоматической блокировки общей протяженностью около 3,5 тыс. км. Кроме того, более 350 станций были оборудованы системами электрической централизации стрелок и сигналов, построены сотни километров линий автоблокировки и волоконно-оптических линий связи, оборудованы разными устройствами 14 горок, введены в строй множество других систем безопасности движения поездов.
– С учетом нынешнего широкого профиля деятельности УП «Белтрансавтоматика» кем правильнее считать работников предприятия: строителями, связистами, электриками?
– Действительно, профиль у нас широкий. Наше предприятие специализируется на строительстве устройств безопасности движения поездов (ЭЦ, МПЦ, КТСМ, линии связи и прочее). Энергомонтажный поезд задействован в проектах по электрификации Белорусской. Конечно же, хоть мы и занимаемся строительством и монтажом всей инфраструктуры, но в душе мы – железнодорожники.
В настоящее время предприятие состоит из аппарата управления, расположенного в Минске, а также шести передвижных прорабских участков, производственной базы и гаража на станции Степянка, филиала «Энергомонтажный поезд», размещенного в Жлобине.
В нашем штате около 250 человек, из которых порядка 90 – в Энергомонтажном поезде. В коллективе много профессионалов, отработавших не один десяток лет. Приходит и молодежь. Сегодня примерно каждый третий работник – в возрасте до 31 года. Таким образом есть преемственность поколений, передача опыта. К слову, электромонтажников СЦБ не готовит ни одно учебное заведение, обучение и переобучение организовано в бригадах по специальным программам. Поэтому сплоченность коллектива и возможность передачи навыков очень важны.
И учиться есть у кого. За плодотворный добросовестный труд на объектах строительства магистрали члены коллектива ежегодно отмечаются высшими отраслевыми наградами.
В частности, из работающих в настоящее время 26 человек имеют знак «Выдатнік Беларускай чыгункі», 13 – «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» разных степеней, 2 – «Почетный железнодорожник», 3 специалиста удостоены медали «За трудовые заслуги». Из добросовестного отношения к делу каждого работника складывается общий результат. Первое место «Белтрансавтоматики» в отраслевом соревновании среди унитарных предприятий по итогам 2018 года – подтверждение эффективности выбранной нами стратегии.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика