Новое русло «Днепра»
Микропроцессорную централизацию «Днепр» в рамках трехсуточного «окна» подключили на станции Сморгонь Минского отделения. При реализации проекта применили ряд новых подходов и технических решений. Специалисты отмечают, что такая модернизация создает предпосылки для внедрения аналогичной системы МПЦ на других малых станциях Белорусской железной дороги.
В течение трех дней на станции Сморгонь были задействованы более 100 человек. Среди них – работники дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, а также движенцы, ревизоры, представители Конструкторско-технического центра, Минского отделения и Управления дороги. Для максимально эффективной работы детально продумали алгоритм действий, четко распределили участки ответственности, составили график реализации задач.
В Сморгони обновили более 30 стрелочных переводов. Для размещения стативов с оборудованием применили здание модульного типа, уложили километры кабельных линий. В центре внимания – светофоры, стрелочные переводы, рельсовые цепи, поездная и станционная связь, автоблокировка на перегонах, другие объекты. В работе особое внимание уделили надежности и долговечности устройств. Например, новые светодиодные светофоры, трансформаторные ящики, муфты и кабельные шкафы выполнены из особо прочного композитного материала, который обладает хорошей устойчивостью к влаге, коррозии. Это позволяет рассчитывать на более длительный, чем при использовании иных компонентов, срок службы изделия, снизить эксплуатационные расходы.
– В последнее время на станции Сморгонь происходят большие перемены, – отмечает главный инженер Молодечненской дистанции сигнализации и связи Андрей Быков. – В прошлом году с учетом увеличения объемов грузовой работы уложили два новых пути, дополнительно разместили стрелочные переводы. А с нынешней весны начали подготовку для переключения на МПЦ.
За два месяца построили здание модульного типа, разместили там оборудование и приступили к его наладке, подвели коммуникации, взялись за замену светофоров. Трехсуточное «окно» – финальный аккорд большой работы. За это время требовалось отключить прежнее оборудование, переключиться на новое и проверить абсолютную безотказность функционирования всех элементов системы. Для того, чтобы успешно справиться с принципиально новыми задачами, специалисты Молодечненской дистанции сигнализации и связи привлекли в помощь коллег из пяти аналогичных предприятий – из Минска, Орши, Полоцка, Осиповичей, Жлобина.
– Реализация такого проекта – напряженная и ответственная, требующая внимания, дополнительного обучения наших работников, – говорит Андрей Быков. – Однако мы понимаем, что внедрение МПЦ в дальнейшем упростит и облегчит нашу деятельность. От планового обслуживания и ремонта устройств можно перейти к работе «по состоянию». Автоматика сама будет диагностировать неполадки, выявлять предотказные ситуации, появится возможность дистанционного мониторинга.
– Благодаря двум крупным клиентам – предприятиям «Кроноспан» и «Белагротерминал» грузовая работа на станции увеличивается, – акцентирует внимание начальник отдела перевозок Минского отделения Виталий Панюшенко. – Внедрение МПЦ – дополнительный стимул для укрепления безопасности движения, соблюдения ритмичности погрузки, выгрузки и перевозок.
На период трехсуточного «окна» приложили максимум усилий для того, чтобы минимально ограничить ритмичность перевозок.
– Предусмотрели особый график движения. Постарались сохранить прежнюю высокую интенсивность, отменили лишь несколько ниток грузовых поездов, – подчеркивает Виталий Николаевич. – Организовали дежурство на стрелочных постах, маршруты прокладывали вручную. Все движенцы справились со своими задачами успешно.
– МПЦ «Днепр» – разработка специалистов Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги, – разъясняет заместитель начальника отдела данного предприятия Тимофей Литвинович. – Работы по этому проекту ведутся более десяти лет. За это время «Днепр» успешно внедрили на нескольких станциях. И Сморгонь, пожалуй, самый крупный из объектов.
Такая система МПЦ хорошо себя зарекомендовала. Но каждый новый ввод – ответственный и волнительный. Ведь любая станция уникальна, с особым путевым развитием. Поэтому и «Днепр» адаптируют с учетом местных условий.
В Сморгони к пусконаладочным работам специалисты КТЦ приступили еще в начале весны. Такой продолжительный период выполнения задания объясняется тем, что трудились не каждый день, а подстраивались под «окна». Нужно было не только установить оборудование и настроить программное обеспечение, но и обучить местный персонал.
– Система микропроцессорной централизации призвана автоматизировать некоторые процессы в работе движенцев и тем самым минимизировать риски так называемого человеческого фактора, – подчеркивает Тимофей Станиславович. – И это напрямую влияет на безопасность движения поездов.
– Внедрение МПЦ «Днепр» на станции Сморгонь – важное событие для всей Белорусской, – отметил первый заместитель начальника службы сигнализации и связи Григорий Атрохов. – Ранее такая система применялась на сравнительно небольших, тупиковых станциях. Сейчас же – на участке с интенсивным движением.
По его словам, ныне на магистрали применяются две системы МПЦ –
ESA-44 и «Днепр». На отечественной железной дороге взят курс на электрификацию участков, обновление путевой и другой инфраструктуры. И это становится стимулом для внедрения микропроцессорных технологий, интенсивного и масштабного обновления устройств сигнализации, централизации и блокировки.
За последнее время большую работу выполнили в Жлобинском железнодорожном узле. Там уложили кабельные линии общей протяженностью около 600 км, заменили свыше 300 стрелочных переводов, проверили их, наладили и запустили в эксплуатацию. Среди предстоящих крупных объектов – Гомельский узел.
Пуск первой очереди в Калинковичском узле запланирован на июнь, МПЦ «Днепр» внедрят на станциях Мормаль и Ящицы. На следующем этапе микропроцессорную централизацию применят на станциях Светлогорск-на-Березине и Жердь. На последней также применят разработку КТЦ.
Подготовлены предложения по активизации в ближайшие несколько лет обновления устройств СЦБ и на других объектах.
Руслан АНАНЬЕВ