Февраль
Вс
09
2025

«Неман» расширяет географию

Внедрение системы диспетчерской централизации «Неман» осуществляется на трех объектах Белорусской железной дороги.

Работоспособность оборудования проверяют начальник Дорожной лаборатории автоматики, телемеханики и связи КТЦ Денис Бергин, начальник отдела данной лаборатории Антон Еремич

Реализация таких проектов позволит увеличить пропускную способность участков и станций, а также укрепить безопасность движения поездов.
– В соответствии с утвержденным руководством Белорусской магистрали планом проектирования, модернизации и развития системы ДЦ «Неман» на период до 2020 года предусмотрена работа на участках Брест-узел, Барановичи – Лида, Могилев-узел – Кричев-узел, Осиповичи-узел – Слуцк-узел, – рассказала начальник проектного отдела Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги Марина Былинская.
Благодаря этому география эксплуатации ДЦ «Неман» значительно расширится. В настоящее время данная система внедрена на восемнадцати участках отечественной магистрали, а также постах диспетчерской централизации отделений дороги и Центра управления перевозками.

Пропускная способность

Начало развитию важных проектов было положено более 30 лет назад.
В 1986 году на Белорусской железной дороге было создано Дорожное конструкторско-технологическое бюро – ДКТБ, предшественник нынешнего КТЦ, основной задачей которого были автоматизация технологических процессов по управлению движением поездов и организации перевозок, а также создание и внедрение на полигоне дороги электронных систем и устройств автоматики и телемеханики. Это должно было стать основой для централизации технических средств и концентрации оперативно-диспетчерского персонала по планированию и управлению движением поездов на полигоне Белорусской железной дороги.
Одним из важнейших условий для увеличения пропускной способности стало внедрение системы диспетчерской централизации – комплекса устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, с помощью которого повышается эффективность управления движением поездов и маневровой работой. Для выполнения поставленных задач специалисты ДКТБ разработали диспетчерскую централизацию «Минск», которой были оборудованы станции Витебского отделения, а также участки Брест – Красное и частично Озерище – Овруч. На то время по своим характеристикам эта система была передовой, не имела аналогов. Однако благодаря стремительному развитию компьютерной техники система морально устарела и требовала замены. Поэтому разработали более совершенную – ДЦ «Неман».
– Ее достоинство, – поясняет Марина Былинская, – заключается в дистанционном контроле, управлении и выявлении предотказного состояния аппаратуры с параллельным ведением архива телесигнализации и протокола действий персонала различных объектов: сигнализации, централизации, блокировки и связи на железнодорожном транспорте, энергоснабжения и жизнеобеспечения зданий и сооружений, нефте- и газодобывающего комплекса, планирования. Кроме того, система применяется для организации движения на стальной магистрали и управления им.

Проекты без границ

Потенциал КТЦ востребован не только в нашей стране, но и за ее пределами. В частности, за несколько последних лет специалисты КТЦ в соответствии с поручениями Президента Беларуси и начальника Белорусской железной дороги выполнили комплекс работ по модернизации Центра управления перевозками Туркменских железных дорог с заменой оборудования и программного обеспечения на рабочих местах и центральных постах. Эта задача была решена с применением диспетчерской централизации «Неман». Тем самым появилась основа для возможного продолжения взаимовыгодного сотрудничества.
Благодаря данному проекту специалисты КТЦ получили полезный опыт выполнения работ «под ключ» по обновлению и модернизации автоматизированных систем управления технологическими процессами. Это послужит надежной основой для выполнения работ по оснащению и наладке оборудования и программного обеспечения в Центре управления перевозками Белорусской железной дороги.

Эффект обновления

На Белорусской железной дороге продолжается работа по обновлению инфраструктуры и подвижного состава, повышению скорости движения поездов и наращиванию его интенсивности. С учетом этого новые задачи с расчетом на перспективу решают и специалисты КТЦ. В частности, в рамках совершенствования ДЦ «Неман» ведется разработка программного обеспечения «Автоматическое управление движением поездов» (АУДП). Оно позволит устанавливать маршруты приема и отправления поездов в соответствии с запланированным движением и учетом его фактического отклонения с полной проверкой соблюдения условий безопасности и технологии пропуска составов.
Вместе с этим специалисты Конструкторско-технического центра развивают и другие разработки. Среди них – системы микропроцессорной централизации «Днепр», информационно-измерительная «Березина», контроля технического состояния средств автоблокировки «Дисна», многопользовательская дорожная система анализа состояния безопасности движения, а также автоматизированные «Метролог», «Контроль знаний», автоматизации подготовки и оформления документов грузовой и коммерческой отчетности (САПОД) и другие.
Эффективный труд получает высокую оценку. В частности, по итогам минувшего года коллектив КТЦ был удостоен Премии Правительства Беларуси за достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика