Сохраняя народные традиции

От работ, созданных мастерицами студии декоративно-прикладного творчества «Кудесница» Дворца культуры железнодорожников Гомельского отделения, сложно оторвать взгляд.

Вышитые рушники, мягконабивные куклы в стиле «тильда» в национальных костюмах, куклы-обереги, куклы-мотанки, народные узоры, вышитые крестиком, и удивительная семейка ежиков в разноцветных рубахах с белорусским орнаментом. Изделия выполнены в разных техниках, но в каждой отражено богатство белорусской народной культуры, ее самобытность и гармоничность.
В нынешнем году мастерицы «Кудесницы» подготовили для почитателей своего творчества особый подарок: создали серию кукол в реконструированных белорусских костюмах, отражающих особенности разных регионов Беларуси. Особое внимание в экспозиции уделено женскому головному убору – «намiтке». Его надевали, обматывая вокруг головы.
– В элементах национальных костюмов заключено немало символов, благодаря которым можно узнать, для кого они были созданы, где жили люди и чем занимались. Костюм каждого белорусского региона отличался орнаментом, расцветкой, – объясняет руководитель студии Елена Палто. – Чтобы ничего не упустить, мы работали по книге искусствоведа и этнографа Михаила Романюка «Белорусские народные строи». Он ездил по деревням и по крупицам собирал информацию о национальной одежде, способах ее пошива, цветовых особенностях и элементах узора.
Народные костюмы менялись под влиянием традиций стран-соседок, но, безусловно, в каждый наряд привносилось что-то свое, национальное. К примеру, белорусский орнамент преимущественно геометрический. Наиважнейшая часть женского национального костюма – сорочка, которую носили в любом возрасте, в любом социальном и семейном статусе, в будни и праздники. Юбки, скроенные из нескольких прямоугольных полотнищ, были в клетку или поперечную полоску красного, сине-зеленого или серебристо-белого цветов. Наряд дополняли фартук и «гарсэт». Обязательным элементом одежды белоруса независимо от пола и возраста был пояс – ему придавали важное обереговое значение.
Отличия имелись в костюмах не только разных областей страны, но и каждого крупного региона. Так, по одежде могли узнать, из какой деревни приехала девушка. Это был своего рода способ самоидентификации, очень важный для любой национальной культуры.
– Различались и головные уборы, а также способы их ношения. Те же «намiткi» закручивались, бывало, очень оригинально, придавая их хозяйкам величавый вид, отражали статус и положение. Вот, к примеру, «намiтка» замужней женщины, – отмечает Елена Васильевна, указывая на куклу в белом головном уборе. – Мы долго трудились над ее созданием. В книге есть рисунок, а вот как правильно уложить полотно на голове – нигде не описано. Искали информацию в библиотеках, что-то подсмотрели на выставках. Оказалось, что сначала волосы собирались в пучок на макушке. На него надевали чепец. Затем брали кусок тончайшего отбеленного льна длиной 4 – 6 метров и шириной 30 – 60 сантиметров и завязывали его на голове особым способом.
Сегодня в коллекции «Кудесницы» реконструированы народные костюмы нескольких регионов Беларуси: Быховского, Калинковичского, Наровлянского, Речицкого, Россонского, Суражского. А также праздничный традиционный комплекс народной одежды населения, проживающего на территории Беловежской пущи. Каждый образчик создавался вручную – от прорисовки лица до плетения лаптей или пошива «чаравічак». Использовали для их изготовления только натуральные материалы, как и много лет назад. Например, волосы кукол сделаны из льняного волокна.
Цвета ниток и тканей, по словам Елены Палто, тоже традиционные, при этом все имели свое конкретное символическое значение. Полотно украшали обычно красными и черными геометрическими узорами. Эти цвета символизировали жизнь и плодородие. С появлением фабричных красителей спектр гаммы расширился.
– чтобы создать одну такую куклу, требуется более месяца. Важнейшая часть реализации идеи – наработка информационной базы. Сейчас собираем сведения о национальной одежде, которую в начале ХХ века носили на Борисовщине, – делится планами Елена Васильевна. – Там также присутствует оригинальный головной убор, интересный крой юбки.
Мастерская «Кудесница» работает при Культурно-спортивном комплексе Гомельского отделения шестой год. Здесь занимаются 16 женщин разных профессий и возрастов. И всех их объединяет любовь к рукоделию и народным традициям. Талантливые работы неоднократно признавались лучшими на отделенческих, дорожных и областных конкурсах.
К слову, творчество гомельских мастериц отметило и жюри Международного фестиваля-конкурса «Крылья талантов», прошедшего в Римини (Италия). Куклы в белорусских национальных костюмах удостоены диплома первой степени.
В сентябре в одной из библиотек города над Сожем состоится выставка, где можно будет увидеть удивительную красоту рукодельниц «Кудесницы».

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика