«Считаю, что мне повезло»

Ветеран прифронтовых железных дорог, в прошлом – работник Барановичского вагонного участка, Александр Сурма посвятил магистрали 43 года. Он давно на заслуженном отдыхе, но признается, что сердцем до сих пор с Белорусской.

Свой трудовой путь он начал в августе 1944-го на станции Барановичи-Центральные Брест-Литовской железной дороги.
– Это было тяжелое время, – вспоминает Александр Викентьевич. – Беларусь уже освободили от немецко-фашистских захватчиков, но война продолжалась.
На станции я работал старшим стрелочником – в моем подчинении было еще три младших, с которыми и переводили стрелки. Также занимался отправкой поездов для нужд фронта. Пережили и холод – работать приходилось в одних бурках, так как галош не было, – и голод. Но, несмотря ни на что, считаю, что мне повезло! Поэтому, когда война закончилась, я остался на железной дороге.
Одним из самых запоминающихся событий победного 1945 года ветеран считает посещение станции Иосифом Сталиным. Генералиссимус Советского Союза направлялся спецпоездом, как его называли, «особой нормы», на Потсдамскую конференцию в Германию. По пути было несколько остановок в белорусских городах – Орше, Борисове, Минске и Барановичах.
– Спецпоезд состоял из трех составов, которые включали в себя тепловоз и два вагона, – продолжает Александр Сурма. – Сталин вышел из первого, походил по перрону, вернулся обратно, и поезд отправился дальше. Провожали его в путь торжественным маршем. А чтобы все прошло идеально, мы сутки работали на путях, приводили их в порядок.
Стрелочником на станции Барановичи-Центральные Александр Викентьевич трудился 30 лет. Затем перевелся в Барановичское вагонное депо. Начинал там помощником проводника, после был проводником, далее – бригадиром экипировки пассажирских вагонов (с перерывом в три года из-за службы в Брестском отряде Военизированной охраны). После этого устроился в Барановичскую дирекцию по обслуживанию пассажиров (сейчас – вагонный участок).
– Мне всегда очень нравилось на железной дороге, где бы я ни работал, – признается ветеран. – Будучи бригадиром экипировки пассажирских вагонов, руководил сменой из 20 человек. Это большая ответственность, ведь проводники отвечают за каждого пассажира. Однако мне всегда везло на хороших попутчиков и замечательных коллег, к которым в любой момент мог обратиться за помощью. Свои обязанности я старался выполнять на совесть. Наверное, так и было, раз меня наградили знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги».
К слову, с магистралью была связана и судьба супруги ветерана Александры Викентьевны. Чета делила на двоих фамилию, имя, отчество, а еще и место работы – Барановичское вагонное депо, где женщина после ухода со швейной фабрики трудилась на протяжении девяти лет мойщиком вагонов. Семейный стаж у супругов – более шестидесяти лет.
– Познакомились мы на свадьбе у моей соседки, – вспоминает Александр Сурма. – Меня пригласили в качестве музыканта – я неплохо играл на аккордеоне, а мои братья – на барабане, скрипке и цимбалах. Всего у родителей нас было шестеро: три дочери и три сына. К слову, мой брат Владимир тоже железнодорожник – работал в локомотивном депо Барановичи. Я играл на аккордеоне, а Шура была свидетельницей. Спустя время сыграли и свою свадьбу. С женой жили счастливо, воспитали сына и дочь.
О семейной жизни Александр Викентьевич говорит с грустью: девять лет назад он овдовел. Однако не утратил оптимизма. Отрада для мужчины его семья – дети, невестка, трое внуков и двое правнуков. Близкие помогают справляться со всеми трудностями и придают силы. В августе моему собеседнику исполнится 94 года.
Не забывают о ветеране и в вагонном участке. Частые гости в доме Александра Сурмы – руководство предприятия, представители совета ветеранов, профкома, а также члены первички ОО «БРСМ». Они не только навещают и звонят, оказывают различную помощь, сопровождают на праздники – чтобы Александр Викентьевич, как и прежде, вел активный образ жизни. В планах у ветерана – разбор архива со старыми снимками и документами, связанными с работой на железной дороге. Он хочет передать часть из них в музей, чтобы сохранить для потомков память о том, как трудилось его поколение.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика