Январь
Чт
23
2025

В авангарде мировых новаций

Уникальное предложение подготовили для пассажиров Белорусская железная дорога и ОАО «БПС-Сбербанк». Теперь оплатить проезд в поездах городских линий можно с помощью бесконтактной банковской карточки, а также смартфона, смарт-часов и других мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC (Nearfieldcommunication). Наша магистраль – пока единственная на пространстве СНГ, реализовавшая такой проект.

Первыми с возможностями новой системы ознакомились журналисты. Чтобы презентация получилась более наглядной, железнодорожники пригласили представителей СМИ проехать вместе с ними в поезде городских линий по маршруту Минск – Масюковщина и самим убедиться, насколько проста в использовании такая технология. Более подробно о ней рассказал заместитель начальника пассажирской службы Александр Казачок. Он отметил, что реализация данного проекта является продолжением работы по интеграции городских линий в единую транспортную систему столицы. Далее он продемонстрировал, как производится оплата проезда: при посадке необходимо просто приложить бесконтактную банковскую карту (ББК) к валидатору в вагоне электропоезда, и стоимость билета будет списана со счета пассажира (cервис поддерживает платежные платформы Visa, Mastercard и БЕЛКАРТ-Maestro). По словам представителя службы, пока что система функционирует в пределах одного тарифного пояса – на участках Минск – Беларусь, Минск – Михановичи и Минск – Городище. Но в перспективе железнодорожники собираются распространить ее на весь полигон курсирования поездов городских линий.
– До конца года планируем расширить применение системы на вторую тарифную зону (ввести дифференцированный тариф), – пояснил Александр Казачок. – Такого сервиса пока нет ни у кого. Мы станем первыми, кто его предлагает. После внедрения диф-тарифа пользователю нужно будет дважды прикладывать ББК к валидатору (при входе и при выходе из поезда), чтобы определить зону проезда. Мы рассчитываем, что эта система найдет отклик у пассажиров. Перед собой мы поставили задачу достичь показателя в 50 тыс. поездок с оплатой по ББК в месяц (это одна шестая от всех поездок, осуществляемых в поездах городских линий).
Еще один плюс презентуемой технологии – с помощью одной ББК можно оплатить путешествие сразу нескольких пассажиров (до 5 человек). Для этого нужно повторно приложить бесконтактную банковскую карту или смарт-устройство к валидатору, который отдельным сигналом будет подтверждать факт оплаты проезда каждого участника группы.
По словам Александра Николаевича, систему, с которой познакомились журналисты, белорусские железнодорожники смогли реализовать в беспрецедентно короткие сроки – всего за 2 месяца. Это стало возможно благодаря созданию за последние 4 года в пассажирском комплексе мощного базиса новых технологий в сфере продажи проездных документов и оказания сопутствующих услуг.
– Осуществлению данного проекта предшествовала работа по оснащению подвижного состава необходимым оборудованием, развитию дифференцированной оплаты через смарт-карты, – рассказал Александр Николаевич. – Кроме того, на протяжении двух лет совместно с ведущими сотовыми операторами, Министерством связи и информатизации мы занимались улучшением покрытия вблизи железнодорожного полотна. Сейчас опорная сеть передачи данных представляет собой 78 новых базовых станций. Это позволило обеспечить связь в подвижном составе на основных направлениях (участки: Брест – Барановичи – Минск – Орша – граница с Россией, Гомель – Жлобин – Бобруйск – Осиповичи – Минск – Молодечно – Сморгонь – Гудогай, Жлобин – Рогачев – Могилев – Орша – Витебск – Езерище), а также организовать доступ в Интернет по технологии Wi-Fi в поездах региональных и межрегиональных линий бизнес-класса и городских. Опираясь на эти новации, мы и смогли в такие короткие сроки реализовать проект по оплате проезда с помощью бесконтактной банковской карточки, смартфона, смарт-часов и других устройств, оснащенных соответствующим функционалом.
Принципы работы, архитектура, а также механизмы обеспечения безопасности транзакций для данного решения согласованы с международными платежными системами. Информация об оплате проезда в поездах городских линий по ББК и электронные карт-чеки по совершенным платежам доступны на интернет-портале paybycard.by.
Представитель службы также пояснил, что помимо использования ББК непосредственно в салоне, рассчитаться за поездку пассажир может, купив билет в железнодорожной кассе, через терминал самообслуживания (к слову, через пару дней на столичном вокзале будут запущены в эксплуатацию ТПС, принимающие и наличные деньги). Еще одна хорошая новость: с августа Белорусская железная дорога предоставит своим пользователям услугу по оформлению электронных билетов на поезда городских, а также – региональных линий экономкласса.

Проверка оплаты проезда, проведенной с помощью ББК

Исполнительный директор БПС-Сбербанк Марина Осиповская напомнила журналистам, что ровно год назад сервис по оплате проезда бесконтактной банковской картой или смартфоном был запущен в Минском метрополитене и оказался весьма востребованным. По данным БПС-Сбербанка, за это время в метро по банковским картам проведено 12 млн. платежей. И цифры продолжают расти. Марина Осиповская высказала уверенность в том, что на железной дороге данная услуга тоже будет популярной.
С ней согласились и пассажиры поезда городских линий, в котором проходила презентация новой услуги, с интересом наблюдавшие за происходящим. Кто-то даже решил попробовать оплатить проезд с помощью ББК, когда снова отправится в путь. В день запуска новой услугой воспользовалось 136 пассажиров.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика