Интерактивный и эффективный

Передовые методы обучения локомотивных бригад применяют в Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в Гомеле. Здесь завершили монтаж нового тренажерного комплекса электровоза серии БКГ.

Современный интерактивный тренажер станет эффективным пособием для изучения машинистами и их помощниками рациональных методов вождения поездов, отработки практических навыков поведения в нестандартных и аварийных ситуациях.
– На Белорусской железной дороге с расширением полигона электрификации все активнее используются двухсекционные электровозы БКГ1 и односекционные БКГ2, – отмечает начальник центра Владимир Какорин. – Наши слушатели смогут отшлифовать теоретические знания, приобрести умения и практические навыки на тренажере, где условия ведения поезда максимально приближены к реальным. Тем более, что в программное обеспечение заложены существующие электрифицированные участки магистрали. В модели каждого маршрута учтено расстояние между объектами, размещены переезды, станции, пешеходные переходы и расположенные вблизи железной дороги населенные пункты.
Занятия на современном тренажерном комплексе начнутся в следующем учебном году. Но Денису Бакуну и Ивану Вереничу, которые на днях успешно выдержали экзамен и получили свидетельства на право управления тепловозом и электровозом, повезло. Им первым доверили провести состав в виртуальном пространстве.
– Во время производственной практики я ездил на БКГ1. Отмечу, что обстановка и оборудование кабины тренажера один в один, как в настоящем электровозе, – говорит Иван. – Реалистичности добавляют пульт управления, оснащенный комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У), приборная панель, звуковые эффекты. Два широкоформатных экрана, имитирующих лобовые стекла с зеркалами заднего вида (еще два экрана), создают полноценную картинку и практически на 100% передают ощущения от движения настоящего локомотива.
– Для обучения отлично подходит, – поддерживает коллегу Денис. – Такие виртуальные поездки добавляют уверенности, а заложенные в сценарий нестандартные ситуации позволяют отработать правильный алгоритм действий, регламент переговоров.
Рядом с учебной кабиной электровоза расположено место машиниста-инструктора (преподавателя), который выступает в роли дежурного по станции и поездного диспетчера, – тренажерный комплекс оснащен радиостанциями. Преподаватель видит кабину машиниста, положение тумблеров, состояние приборов, контролирует все действия локомотивной бригады. Во время виртуального рейса может скорректировать сценарий поездной обстановки, создавать бригаде нештатные ситуации любой степени сложности, а также «выводить из строя оборудование электровоза» – менять положение тумблеров, закладывать неисправности.
– Кроме движения с различными видами состава – груженым или порожним, тяжеловесным или длинносоставным – есть возможность задавать другие параметры. Например, поэкспериментировать с погодными условиями или смоделировать любую нестандартную ситуацию, которая может случиться в пути следования реального электровоза, – демонстрирует возможности «умной» машины преподаватель центра Вадим Федорцов. – К примеру, когда автомобиль застрял на железнодорожном переезде, появилось животное на рельсах или посторонние предметы на перегоне. машинист должен не просто применить экстренное торможение, а сделать это оперативно и аккуратно, исключая возникновение ползунов на колесах и сопровождая торможение звуковыми сигналами.
Но и это еще не все возможности современного тренажерного комплекса. Перед отправлением «в рейс» локомотивная бригада может сделать полный обход поезда снаружи, осмотреть состояние ходовой части, провести приемку электровоза. Также во время виртуальной поездки помощник машиниста может «выйти» в машинное помещение для проверки работы оборудования.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика