Наша почта
В редакционной почте – письмо от почетного железнодорожника Сергея Шниткова. В этом году ему исполнилось 92 года. Ветеран дороги не понаслышке знает, что такое война. Когда началась Великая Отечественная, ему было 14 лет…
Семья пыталась эвакуироваться из Орши, но этому помешала бомбежка немецкой авиации. Оккупированный город оказывал сопротивление врагу. Активно действовали подпольщики. Один из них – легендарный Константин Заслонов, с которым Шнитков был хорошо знаком.
В 16 лет Сергея зачислили в партизанский отряд имени Суворова 1-й Богушевской бригады, действующий в Оршанско-Сенненской партизанской зоне. Туда же вскоре попали и родители молодого человека. Весной 1944-го партизанам пришлось противостоять крупной группировке противника. В конце июня, выйдя из окружения (оно длилось 17 дней), народные мстители примкнули к наступающим частям Красной армии.
В 1947 году Сергей Шнитков принял участие в перезахоронении останков Героя Советского Союза Константина Заслонова и его адъютанта Евгения Корженя. Они упокоились в сквере недалеко от железнодорожного вокзала Орши. Спустя много лет, уже как преподаватель техникума, Сергей Васильевич каждый год вместе с учащимися бывал на месте гибели Заслонова, а позже написал книгу «О прожитом», в которой рассказал о своей военной юности.
Сергей Шнитков участвовал в восстановлении узла. Трудовая биография железнодорожника началась на Уфимском паровозном заводе с должности инспектора ОТК. Однако спустя два года он перевелся в заслоновское депо, где возглавил производственно-технический отдел. Сергей Васильевич внес существенный вклад в разработку и внедрение на предприятии средств малой механизации, в освоение новых видов ремонта. Работал заместителем начальника депо.
Знания и опыт помогали ему и в преподавательской деятельности. За 13 лет работы в оршанском отраслевом техникуме он подготовил более 600 специалистов. И на заслуженном отдыхе Сергей Васильевич занимался общественной работой: был членом ревизионной комиссии городской ветеранской организации и состоял в Совете мемориального музея Константина Заслонова.
В год 75-летия освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков Сергей Васильевич написал стихи, посвященную героизму белорусской молодежи в годы Великой Отечественной. О пережитом он рассказывает очень эмоционально, искренне и душевно.
О героике белорусской молодежи
в годы Великой Отечественной войныГоды нашей встревоженной юности –
Это годы прошедшей войны.
Испытали нас многие трудности,
Но Отчизне мы были верны.
До войны мы счастливые жили,
Беззаветно любили страну.
Мы и с песней веселой дружили,
И мечтали слетать на Луну.
С интересом и в школе учились,
Уходили в поход на заре,
И природу беречь мы стремились,
И встречали скворцов по весне.
Были мирные дни созиданья,
У отцов мы учились, как жить.
Помня Родины клич в назиданье:
Быть готовым страну защитить!
Обстановка тревожной была –
Угрожали фашисты войной,
Но страна оборону крепила,
Не снижала и темп трудовой.
Только вскоре война разразилась,
Погасила наш мирный рассвет.
Молодежь под ружье становилась,
Чтоб исполнить Отчизны завет.
Враг топтал белорусскую землю,
Гибли тысячи мирных людей.
Истреблял он деревни и семьи,
Не щадил стариков и детей.
Бить врага мы в леса уходили,
Партизан пополняя ряды.
Здесь мы клятвой святой присягали
О защите священной земли.
Приняв клятву, мы словно взрослели,
Становились в шеренги бойцов.
И не раз, если надо, смотрели
Обезумевшей смерти в лицо.
Партизаны покоя не знали,
Оккупантов разили тылы,
Под откос эшелоны пускали,
Подрывали дороги, мосты,
Рвали связь и в разведку ходили,
Караульную службу несли.
Партизаны фашистов громили
И бесшумно снимали посты.
Нападая, врагов не щадили,
Их в засаде встречая порой.
Уничтожив, в леса уходили,
Словно в дом возвращались родной.
Враг неистовый в злобе метался,
Неспокоен был вражеский стан,
Сколько раз безуспешно пытался
Уничтожить в лесах партизан…
Наступали каратели плотно.
Партизаны ночною порой
На Палик Березинский в болото
Отходили дорогой лесной…
Были трудные дни окружений,
На прорывах теряли друзей.
Но не сломлена была в сраженье
Стойкость наших советских бойцов!
С. В. Шнитков,
партизан Беларуси
«Спасибо вам, уважаемые железнодорожники!» Таков лейтмотив очередного письма, которое пополнило редакционную почту отраслевого издания. Его автор – жительница Пинска Евгения Супрунюк.
«Не перестаю вспоминать недавнюю поездку, когда я возвращалась в Беларусь проездом через Москву. Ехала домой спустя несколько месяцев, в течение которых нянчила своего маленького внука. Лето – время отпусков и школьных каникул, когда детей увозят из душного города к бабушкам и дедушкам. Вещей у меня собралось порядком: чемодан, сумка, пакеты. Перед посадкой я стояла на перроне Белорусского вокзала в Москве и волновалась: как же я со своей больной спиной подниму в вагон увесистый багаж. Невольно взглядом искала кого-нибудь из молодых людей, чтобы попросить о помощи. Но рядом стояли в основном женщины, и у каждой – свой багаж.
Наступило время посадки. Проводник стала проверять проездные документы. В это же время к нашему вагону подошел высокий солидный мужчина в белоснежной форменной сорочке. Он выглядел, как капитан круизного лайнера! Недолго раздумывая, я обратилась к нему за помощью. Его лицо осветилось широкой добродушной улыбкой. Он тут же отправил все мои вещи в вагон, галантно подал руку и помог подняться по ступенькам. Казалось бы, ну что в этом особенного – откликнулся на просьбу? При этом он не ушел до тех пор, пока не подсобил всем при посадке. Как позже я узнала, это был начальник поезда Сергей Степанович Ковальчук.
Скажу честно: такие внимание и заботу не каждый день увидишь. Более того, несмотря на жару и усталость, у пассажиров улучшилось настроение, они сразу оживились, стали улыбаться. Проводник тоже оказалась необыкновенно приветливой, старалась каждому сказать несколько ободряющих слов, регулярно предлагала воду, кофе, чай…
В эти минуты я подумала о том, как мало надо уставшему в дороге пассажиру и насколько важен подбор работников – людей неравнодушных, доброжелательных и ответственных.
В этот день в вагоне ехали и российские граждане. В разговоре с ними я услышала хорошие отзывы об обслуживании на Белорусской железной дороге. Мне, как белоруске, это было очень приятно. Я немного побеседовала и с проводником. Узнала, что рейс обслуживает поездная бригада Брестского вагонного участка. Мою собеседницу зовут Наталия Степановна Гаврилюк, она трудится в должности проводника пассажирского вагона уже 24 года.
Работа эта – не из простых. У большинства проводников есть семья, дети, дела и заботы. Обязанности серьезные: большая ответственность за пассажиров, все делать строго по расписанию, ничего не забыть, да и физической нагрузки хватает. Но главное – любить людей и свое дело. Еще я подумала о том, что всем нам хочется внимания и заботы. Ведь совсем не сложно улыбнуться, внимательно отнестись к человеку, который о чем-то спросил или попросил. И в целом надо чаще обращать внимание на того, кто находится рядом и нуждается в помощи. Это повышает нашу самооценку, улучшает настроение и душевное состояние, которые остаются спутниками на весь день. К счастью, у нас всегда есть эта удивительная возможность начать день именно с улыбки и доброты. Проигравших здесь просто не будет!
Я поблагодарила Наталию Степановну за такое теплое, очень искреннее отношение к нам, пассажирам.
Она улыбнулась, посмотрела на меня своими красивыми голубыми глазами и произнесла:
– Ну что вы, я просто выполняю свой служебный долг.
В таком прекрасном расположении духа я завершила путешествие в поезде Москва – Брест».