Забыть – невозможно
Слова «сталь» и «верность» для ветерана Жлобинского вагонного депо Юрия Стальченко всегда были главными жизненными ориентирами. Символичной в выборе профессии оказалась для него фамилия – 40 лет был верен стальной магистрали.
А родился и вырос мой собеседник в поселке Верный Пиревичского сельсовета, расположенном в 4 км от станции Салтановка. Несмотря на звучное название, из постоянных жителей здесь сегодня только семья Стальченко.
С малой родиной у Юрия Дмитриевича связаны самые важные воспоминания: страшные и волнительные – о Великой Отечественной войне, трепетные и душевные – о родителях, добрые и искренние – о собственном пути, пройденном рука об руку с супругой Клавдией Михайловной за 41 год совместной жизни.
А преодолевать все трудности, уверены, им помогала любовь к родной земле, уважение к семье, дедам и прадедам.
Пройти мимо дома Стальченко невозможно. У калитки стоит настоящий пограничный столб: военную службу Юрий Дмитриевич проходил в пограничном отряде в Литве. А на ярком фасаде здания – резные фигурки петухов, голубей, аистов, бабочек, лошадей…
«Это все супруг сам мастерит», – заметив восхищенный взгляд гостей, говорит Клавдия Михайловна. К слову, внутри дома красоты не меньше: иконы в резном деревянном обрамлении, вышивка повсюду, настоящая русская печь. Невозможно отвести глаз от большой беседки во дворе и добротной бани – тоже дело рук хозяина дома. Но главная гордость – сосны вокруг участка. Каждое деревце было посажено в честь внучат, которых уже 10! Надо сказать, супруги Стальченко трепетно относятся к природе, а к насаждениям – так и вовсе. Ведь это именно они собственноручно недавно высадили аллею, ведущую к памятнику в поселке Верный. Здесь в скорбном списке фамилии сельчан, расстрелянных в 1943 году. Тогда, 27 сентября, жертвами жестокой расправы немецко-фашистских захватчиков стали 47 местных жителей, а также 9 беженцев из-под Смоленска. Страшно сказать, но на месте расстрела еще сутки шевелилась земля, так как людей закопали полуживыми.
– Весь этот ужас происходил на глазах у моей мамы, – рассказывает Юрий Дмитриевич. – Ее с детьми Бог уберег, а вот ее братьев, совсем еще мальчишек, Леню и Ваню, а также отца Романа Пупачева – нет. Теперь их имена на памятнике…
Вспомнив о Великой Отечественной, о многочисленных трагических событиях, Юрий Стальченко замолкает.
– Считаем своим долгом не только помнить, но и следить за памятником. Много лет назад мы вместе с супругом посадили здесь первую аллею из почти сотни молодых рябин, – прервала молчание Клавдия Михайловна. – Весной их белый цвет становился неким символом чистоты и жизни. А осенью тонкие ветви с трудом удерживали оранжево-красные гроздья, напоминающие о том далеком сентябре… Теперь пришло время «обновить воспоминания», и мы решили заложить здесь аллею силы – могучей силы – почти 60 лип. Чтобы помнили: и люди, и природа…
Дабы отвлечься от грустных мыслей, хозяева приглашают на чай – особый, с травами. И мелисса, и зверобой, и ромашка – ароматный напиток всегда на столе, когда собираются все родные – сын Сергей и дочери Светлана и Ольга с семьями. Старшие ведут задушевные разговоры, а внуки примеряют дедушкины фуражки: одну – армейскую, другую – железнодорожную. Вся трудовая биография Юрия Дмитриевича, родившегося, между прочим, 1 мая, до выхода на пенсию была связана с вагонным депо.
Проводником поездов дальнего следования работал его отец, и Юра с детства мечтал стать железнодорожником. А когда Дмитрий Петрович во время каникул взял его с собой в качестве багажного раздатчика, бесповоротно влюбился в перестук колесных пар. Их оздоровление и ремонт для Юрия Стальченко стали делом жизни.
После окончания гомельского отраслевого училища № 35 в 1975 году он пришел осмотрщиком вагонов в Жлобинское вагонное депо. Отслужив в армии, вернулся на предприятие. Работы хватало. В смену приходилось осматривать по 25 – 30 поездов, а в каждом составе было до 70 вагонов. 15 лет Юрий Дмитриевич работал осмотрщиком-автоматчиком, отвечал за состояние тормозной системы. Со временем стал мастером широкого профиля – досконально изучил и ходовую часть, и автосцепное устройство. Будучи трудолюбивым и ответственным, он постоянно повышал профессиональный уровень, вносил рационализаторские предложения, направленные на улучшение качества обслуживания и ремонта колесных пар. Работал с энтузиазмом и желанием, подготовил не один десяток молодых специалистов.
За добросовестный труд награжден знаком «Отличник Белорусской железной дороги», многочисленными почетными грамотами и именными часами от начальника дороги. Но красноречивее слов о человеке рассказывают его поступки.
В один из майских дней 1985 года Юрий Дмитриевич, будучи в отпуске, поехал утром на велосипеде в Салтановку за хлебом. На станции стоял пассажирский поезд. Непроизвольно, привычным профессиональным взглядом железнодорожник осматривал вагоны: один, второй, третий… В середине состава заметил задымление. Немедленно сообщив о случившемся дежурному по станции, он стал выяснять причину, а после помогал коллегам менять колесные пары. Одним словом, поход в магазин оказался долгим. Приехав домой, Юрий Стальченко пошутил: «Просто поработал немножко, чтобы не потерять в отпуске квалификацию».
Вот и получается: и профессии, и родной земле наш герой остался верен. В молодости даже от квартиры отказался, которую давали от предприятия. Просто хотел жить на малой родине.
Теперь, как говорят супруги Стальченко, им очень хочется не просто сохранить память о своем роде и старших поколениях, но и постараться передать все это дальше. Много кропотливого труда вложено в создание генеалогического древа семьи. А в планах еще и особая летопись памяти, где будут странички об отце Юрия Дмитриевича, который не только прошел Великую Отечественную, но и был участником русско-японской войны.
Отважно защищал Родину и отец Клавдии Михайловны. Зная эти семейные истории, в большой семье Стальченко к памяти все относятся с особым трепетом. Родители уже сегодня приучают своих подрастающих детей аккуратно подкрашивать буквы на памятнике в поселке, чтить не только тех, кто перечислен в скорбном списке расстрелянных, но и всех, кто когда-то погиб в боях, сражаясь за Родину.
Юлия АНДРОСОВА, Лидия СЕРГЕЕВА