Январь
Чт
23
2025

Не просто эпизод войны

Еще в 1967 году в Лунинце на «братской могиле железнодорожников» (так указано в официальных документах) установили обелиск. К нему в праздничные дни работники и ветераны локомотивного депо, других предприятий узла возлагают цветы и венки. И всегда возникал вопрос: почему обелиск значительно удален от станции? Памятник находится в том месте, которое до 1970-х гг. (начала строительства завода по производству электродвигателей) считалось окраиной Лунинца.

Ответ был получен сравнительно недавно благодаря журналистам районной газеты «Лунінецкія навіны» и республиканского издания «Беларускі час». К 75-летию начала Великой Отечественной были опубликованы материалы о трагедии, которая произошла в Лунинце 28 июня 1941 года.
К тому времени фашисты уже заняли Минск. Брестская крепость, истекая кровью, все еще наносила удары по врагу, шло сопротивление в разных городах и поселках. Раненых бойцов и командиров Красной армии на поездах доставляли в госпиталь в Лунинец. Отсюда также эвакуировали мирных граждан, преимущественно «восточников» (партийных и советских работников и их семьи, которые прибыли в Лунинец после событий сентября 1939 года). Станция была переполнена людьми. К тому же на Привокзальной площади находилось множество магазинов. Покупателей было не счесть: жители города и окрестных деревень, напуганные сообщением о войне, массово закупали продукты и мануфактуру. В эту толпу беспомощных красноармейцев, выезжающих в эвакуацию растерянных женщин и детей, невинных мирных жителей фашистские летчики сбросили смертоносные грузы…
Лето 1941-го в нашем краю было необычайно знойным. Можно предположить, что происходило на жаре с трупами людей и лошадей, а также с ранеными военными и гражданскими… Но, к счастью, нашлись командиры (в Лунинце скопилось множество отступающих воинских частей), которые не допустили паники. Под их четким руководством бойцы и сохранившие присутствие духа гражданские лица стали грузить мертвые тела на подводы и автомобили. Раненых доставляли в госпиталь, что находился на улице Смоленской (район Залесье). За несколько часов Привокзальная площадь была расчищена. Останки погибших увезли на окраину Лунинца и сгрузили возле рва, который появился в результате мелиоративных работ. Об этом вечером узнали горожане и хватились своих отсутствующих близких. Многие бросились туда (на Бэрвэчки – так до войны называлась эта часть Лунинца). По отдельным фрагментам тел, уцелевшим одежде или обуви опознавали своих родных и забирали для захоронения. Священники отпевали убитых прихожан.
В 2018 году довелось встретиться с бывшим работником железнодорожной электростанции – 85-летним Евгением Кременевским. Он рассказал:
– Мой отец Андрей Иванович работал слесарем паровозного депо. Мама Мария Петровна во время Первой мировой войны как беженка оказалась в Лунинце. Обвенчались… Мама вела домашнее хозяйство, любила вязать и вышивать.
В июне 1941-го вместе с другими женщинами стояла в очередях за необходимым. Бомбежку не помню. Но отчетливо запечатлелось, как отец, взяв меня за руку, искал маму во рву на окраине Лунинца, как со своим товарищем на самодельных деревянных носилках несли ее домой, а потом похоронили на старом кладбище…
В списке захороненных, который сохранился в метрической книге Лунинецкой церкви, – в основном женские имена. Вероятно, их постигла та же участь: стояли в очередях и были убиты осколками бомб. Но обнаружены сведения и о тех, кто погиб «во время исполнения служебных обязанностей» – так написано на некоторых надгробиях. Например, «Василий Кононович Гнедько, 19 лет, слесарь станции Лунинец»; «Иван Миронович Гнедько, 30 лет, осмотрщик вагонов станции Лунинец».
Но память все же осталась. В 2016-м на безымянном памятнике усилиями начальника станции Лунинец Сергея Степановича Скибы появилась мемориальная доска. На ней увековечены имена 22 жертв фашизма. Пока это только 10-я часть от общего количества: в архивных документах указано, что в результате бомбежки погибли 203 человека.
На газетные публикации о лунинецкой трагедии откликнулись жители города Береза. Так стало известно о погибших железнодорожниках из Брестского кондукторского резерва, которые в начале войны сопровождали поезда в нашем направлении. Увековечены имена двоих проводников, в том числе Петра Васильевича Соловья 34 лет. К слову, вместе с лунинецкими железнодорожниками в торжественном открытии реконструированной стелы 10 июля 2016-го, в 72-ю годовщину освобождения Лунинца от немецко-фашистских захватчиков участвовала его семья – сын с дочерью и внуки.
А недавно позвонил заместитель председателя Березовской районной организации Белорусского союза офицеров:
– Установлены имена еще четырех жителей нашего города, проводников Брестского кондукторского резерва, которые погибли при бомбежке 28 июня 1941 года в Лунинце…
Это не просто эпизод войны. Это наша память, которую нужно беречь.

Александр МОТОР

Яндекс.Метрика