Октябрь
Вс
25
2020

Когда счет – на секунды

Экипажи 18 пожарных аварийно-спасательных поездов, действующих на Белорусской железной дороге, всегда в полной боевой готовности – независимо от погоды или других обстоятельств. Ликвидировать пожар или последствия любых аварий, за считанные минуты очистить железнодорожное полотно от огнеопасных грузов, в том числе и кислот – все это готов оперативно выполнить личный состав ПАСП на станции Калинковичи. День пожарной службы, который завтра отметят в нашей стране – также их праздник.

Дважды в нынешнем году дежурный расчет поезда получал от дежурного по Гомельскому отделению приказ приступить к ликвидации чрезвычайной ситуации. Так, в апреле на станции Калинковичи горела сухая трава.
– Специалисты всех заинтересованных предприятий узла действовали очень быстро. В 13.15 мы получили сигнал тревоги, а в 13.45 уже локализовали очаг возгорания, – по-военному четко докладывает начальник караула Андрей Введенский. На время отпуска начальника ПАСП Александра Мазановича он исполняет его обязанности. К слову, мой собеседник и поднимал по тревоге заступившую на дежурство в тот день смену. – Оперативно провели разведку ситуации. Затем проложили магистральную рукавную линию, задействовали два ствола для подачи воды. Под руководством начальника поезда в тушении пожара приняли участие также спасатели-пожарные Юрий Арачевский, Александр Толкачев и Сергей Бабына.
Высокий уровень мастерства и подготовки калинковичские профессионалы показали и в июне. При осмотре грузового состава с нефтепродуктами осмотрщик вагонов обнаружил течь по сварному шву в месте соединения сливного прибора с котлом цистерны. Устранить проблему в парке станции было крайне сложно. Поэтому неисправный вагон отцепили и подали к ПАСП. Перекачку дизтоплива в порожнюю цистерну произвели за два часа.
В обоих случаях действия спасателей были отточены до мелочей. Профессионализм и квалификацию личный состав поезда продемонстрировал и на испытаниях, организованных аттестационной комиссией Гомельского областного управления МЧС на подтверждение квалификации спасателя-пожарного. Довести действия до автоматизма и в реальных условиях добиться положительного результата с минимальными потерями, уверены спасатели, можно только постоянными тактико-практическими учениями и ежедневными тренировками по отработке нормативов пожарно-строевой подготовки. Даже когда нет вызова на ликвидацию аварийной ситуации, личному составу скучать некогда – дежурство расписано по минутам.

Начальник караула Александр Садовский (в центре) и спасатели-пожарные Кирилл Пашковский и Сергей Шевко

…С рокотом заводятся две стационарные пожарные установки (СПУ-40/100), предназначенные для подачи воды, выводится на боевую позицию установка комбинированного тушения «Пурга-30». Пенообразователя с расходом 108 литров в минуту хватит, чтобы в течение нескольких минут «укутать» пеной горящий вагон, сбить пламя с разлившихся нефтепродуктов. В считанные секунды «разворачивается» осветительная установка, мощности которой достаточно для освещения места аварии даже в кромешной тьме. А начальник караула Александр Садовский моделирует следующую условную аварийную ситуацию: возгорание бытового сооружения.
– Надеваем комплект боевой одежды спасателя, прокладываем магистральную линию, задействуем ручные комбинированные стволы РСК-50 с регулируемой геометрией струи. Это значит, что они могут тушить пламя под разными углами, вплоть до 90 градусов, – рассказывает один из опытнейших сотрудников смены Сергей Шевко и вместе с коллегами наглядно демонстрирует процесс.
Объектом условного тушения выбрано деревянное строение в 50 метрах от поезда. Оно оказывается под тугой струей воды, и вслед за этим спасатели создают водяную завесу. Что тут скажешь? впечатляет! Сквозь непроницаемую водяную «штору» ничего не видно: настолько плотная завеса, поскольку призвана нейтрализовать распространение огня.
По своему оснащению и тактико-техническим характеристикам ПАСП на станции Калинковичи относится к первой категории. В его составе – шесть единиц специального подвижного состава. Как правило, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций проводится далеко от места основной дислокации, и пожарный поезд должен работать в автономном режиме. Поэтому все имеющиеся установки можно условно разделить на стационарные, передвижные (мобильные) и переносные. «Сердце» поезда – вагон-насосная станция – оснащено современными средствами пожаротушения. Здесь же находятся две стационарные пожарные установки СПУ-40/100. В распоряжении спасателей также пожарные стволы, рукава, аппараты для защиты органов дыхания, баллоны со сжатым воздухом, комплекты боевой одежды. Часть вагона приспособлена под штабное отделение. Предусмотрено место для размещения личного состава, есть комната отдыха и приема пищи, санузел. Здесь установлен мощный котел отопления, а также генератор электроэнергии, позволяющий поезду работать в автономном режиме при перемещении на дальние расстояния.

Оборудование, находящееся в поезде, огнеборцы проверяют каждую смену

– В составе поезда – две отапливаемые цистерны-водохранилища водоизмещением 110 тонн, на которых установлены лафетные стволы. Есть все необходимое и для устранения утечки, сбора и перекачки жидких опасных грузов, – продолжает экскурсию по объекту Андрей Введенский. – В состав включены порожняя цистерна на 120 тонн и вагон-нейтрализатор с веществами для каждого конкретного аварийного случая. В вагоне-насосной станции для ликвидации чрезвычайных ситуаций находятся дизель-генератор и три электрических насоса для перекачки светлых, темных нефтепродуктов и агрессивных жидкостей. Есть переносной перистальтический насос ELRO серии МL 300, способный перекачивать любой вид опасных веществ, перевозимых по железной дороге.
Глядя на эту впечатляющую мощь и возможности техники, интересуемся: кто обслуживает все это хозяйство? Получаем быстрый ответ: каждый спасатель-пожарный имеет личный номер и индивидуальные обязанности при проверке пожарной и специальной техники поезда и подготовке его к выезду с места дислокации.
– Главное в нашей работе – чтобы все было исправно, – авторитетно сообщает опытный спасатель-пожарный Анатолий Киселев. – Чтобы все узлы и агрегаты в нужный момент «дали воду». В распоряжении личного состава находится несколько десятков единиц стационарного и переносного оборудования, технические средства защиты, приспособления для устранения течей котлов цистерн.
В наличии и специальные костюмы, в которых можно работать даже при контакте с кислотами. На посту газодымозащитной службы хранятся баллоны со сжатым воздухом, маски, защитные костюмы на случай сильного задымления. Это оборудование проверяем каждую смену.

Команда поезда в посменном режиме несет круглосуточную вахту. В зоне обслуживания – участок протяженностью 273 километра, на котором расположены 28 станций, 16 остановочных пунктов от станции Калинковичи до станций Василевичи, Словечно, Светлогорск-на-Березине, Житковичи.

Коллектив ПАСП на станции Калинковичи – это 21 профессионал, включая начальника Александра Мазановича, инспектора по пожарной профилактике Игоря Фесько, 5 начальников караулов и 14 спасателей-пожарных. Каждый неоднократно на деле доказывал свое мастерство, проявлял мужество и взаимовыручку. Эти качества, уверены спасатели-пожарные, не менее важны в их опасной работе, чем исправное оборудование.
Дружно вспоминают засушливое и жаркое лето 2015 года, когда на железной дороге вспыхивал очередной пожар, а охваченная пламенем территория достигала 10 га. Исполняющий обязанности начальника поезда Андрей Введенский о работе своих коллег говорит скупыми фразами. Поясняет, что каждый действовал так, как отрабатывалось на учениях. На просьбу отметить кого-то, попросил по возможности перечислить весь личный состав.
– Практически все в нашем коллективе много лет отслужили в органах МЧС, – продолжает собеседник. – Среди них и Кирилл Пашковский. Он неоднократно становился призером дорожного конкурса «Лучший по профессии» на магистрали, а его рекорд по скорости надевания обмундирования (24 секунды) не удалось побить пока никому из членов экипажа. Эта работа для тех, кто не боится трудностей, имеет высокую степень стрессоустойчивости, кто готов рисковать своей жизнью ради других. Среди них – начальники караулов Николай Тарасюк и Сергей Ловчак, спасатели-пожарные Андрей Пырх, Александр Есьман, Михаил Чопик, Юрий Смыкалов, Иван Анико.
Профессиональный праздник на боевом посту встретит смена под руководством начальника караула Александра Мойсеенко. В этой должности он более 11 лет. Профессионалы своего дела – спасатели-пожарные Николай Демков, Александр Муха и Андрей Фомич. Каждый из них не раз укрощал огонь и ликвидировал различные аварии с опасными грузами. Признаются, что лучше, когда таких ситуаций нет, и желают своим коллегам спокойных будней и сухих рукавов.

Лидия СЕРГЕЕВА


«Это образ жизни»

Устранить течь в цистерне, выполнить перекачку опасного груза, ликвидировать возгорание на объектах железнодорожного транспорта или в непосредственной близости от них – эти и другие задачи ежедневно готовы выполнять работники пожарных аварийно-спасательных поездов (ПАСП). Одним из лучших зарекомендовал себя Алексей Бируля – начальник караула ПАСП на станции Осиповичи.

Алексей с детства восхищался профессией огнеборца – много читал о пожарных в книгах, увлеченно слушал рассказы взрослых, а позже и сам не раз тушил загоревшуюся траву вблизи родной деревни Ковгары, чтобы огонь не перекинулся на близлежащие постройки.
Юноша окончил Кличевский сельскохозяйственный колледж, отслужил в армии и по совету знакомых пошел спасателем в ПАСП на станции Осиповичи. Свое первое боевое дежурство, которое было более десяти лет назад, мой собеседник помнит до мелочей.
– Все прошло спокойно, без происшествий, с большим интересом изучал имеющиеся в составе поезда оборудование, средства защиты. Коллектив принял меня очень хорошо – мы все подружились, помогаем друг другу и советом, и делом.
Алексей зарекомендовал себя смелым, добросовестным и грамотным сотрудником. Он умеет анализировать ситуацию и быстро принимать верные решения. В 2016-м был назначен начальником караула.
– В подчинении у меня три человека – все профессионалы своего дела, – продолжает железнодорожник. – Заступая на дежурство, вместе знакомимся с оперативной обстановкой в зоне ответственности, принимаем вверенное оборудование. Я лично контролирую исправность индивидуальных средств защиты. Дисциплине и требованиям уделяем особое внимание, так как существуют специальные нормативы, которые регламентируют порядок в подразделении, а также время, необходимое для выполнения различных действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Физическую форму и профессиональное мастерство спасатели-пожарные укрепляют и оттачивают в ходе ежедневных тренировок и занятий. Традиционна сдача нормативов по пожарно-строевой подготовке.
Алексей регулярно участвует в городских соревнованиях добровольных пожарных дружин. Также пробовал силы в отраслевом состязании «Лучший по профессии», где занял четвертое место.
Пожарный расчет под его руководством неоднократно выезжал на тушение возгораний в полосе отвода. Отличился он и при ликвидации течи соляной кислоты из железнодорожной цистерны на станции Осиповичи-3. Только благодаря слаженным действиям,
организованности и профессионализму боевого расчета ПАСП, совместно с работниками РОЧС, течь из цистерны была ликвидирована. Таким образом, удалось предотвратить нанесение ущерба окружающей среде и минимизировать потери дорогостоящего груза.
– Случайных людей в нашей профессии нет. Каждый сделал свой выбор осознанно, понимает все риски и сложности. Коллектив ПАСП – одна большая команда, в которой все готовы помочь друг другу, подсказать и научить. Считаю, что спасатель-пожарный – это, скорее, образ жизни. Ты должен быть готов оказать помощь в любое время и в любом месте, – говорит Алексей Бируля.

Георгий
АЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика