На связи — Гомельское отделение
В будущее – с оптимизмом
В ритме обновления встречает профессиональный праздник коллектив станции Муляровка Гомельского отделения. Здесь завершается ввод в эксплуатацию приемоотправочного парка и подъездных путей к строящемуся Петриковскому горно-обогатительному комплексу (ГОК).
– Будущий промышленный гигант расположен менее чем в 3 км от нас. Издалека даже можно разглядеть здания цехов. А теперь мы еще соединены и «стальной нитью», – отмечает начальник станции Александр Ястремский. – Возведение ГОКа дало станции не только импульс для развития, но и позволит в будущем значительно увеличить объемы грузовой работы. По проекту, мощность производства составит не менее 1,5 млн. тонн хлорида калия в год. По стальной магистрали на предприятие будет поступать сырье и отгружаться готовая продукция. А это в перспективе даст нам свыше 120 вагонов погрузки в сутки. В связи с этим было принято решение расширить имеющуюся путевую инфраструктуру станции. В новом приемоотправочном парке уложили три дополнительных пути, а также четыре стрелочных перевода, два из которых были врезаны в пути главного хода. Также имеющийся 6-й погрузочно-выгрузочный путь перенесли на новую ординату и перепрофилировали в приемоотправочный. В рамках реализации второй очереди проекта в июне на станции введена в постоянную эксплуатацию диспетчерская централизация «Неман». Насыщенным обещает стать и последний квартал года. Сейчас в приемоотправочном парке ведутся монтаж и наладка устройств СЦБ, а с сентября начнется их поэтапное подключение к современному программно-аппаратному комплексу.
Строительство ГОКа идет сразу на двух площадках: возводится поверхностный комплекс рудника и одновременно создается ремонтно-строительная база.
– Сотрудничать с ОАО «Беларуськалий», которое получило право на освоение данного месторождения, мы начали с первых дней реализации проекта, – добавляет Александр Иванович. – К примеру, необходимые материалы для строительства жилых домов для работников предприятия, которые начали возводить еще в 2015 году, доставляют по железной дороге. Только за минувший месяц ОАО «Гомельский ДСК» принял более 110 вагонов с панельными плитами.
В адрес СМП-738 – генподрядчика по строительству приемоотправочного парка – прибывали вагоны с элементами верхнего строения пути. Заключен договор на транспортное обслуживание с ОАО «Электроцентромонтаж». Его специалисты занимаются возведением подстанции и линий электропередачи, ведущих к комплексу.
От своевременной поставки грузов по стальной магистрали зависят и сроки строительства двух шахтных стволов – главных объектов Петриковского ГОК.
В адрес ОАО «Трест Шахтоспецстрой», выполняющего работы по сопряжению скипов ствола с горизонтом, ежесуточно прибывают вагоны с необходимыми материалами.
– И это лишь несколько грузополучателей, появившихся у нас благодаря республиканской стройке, – подключается к разговору коммерческий агент по транспортному обслуживанию Оксана Бульская. – Также услугами железной дороги пользуются крупнейшие заводы района. За неполные 7 месяцев года погрузка на станции составила более 87 тыс. тонн, а выгрузка – почти 35 тыс. тонн. Ежемесячно свыше 200 вагонов с лесом, опилками, щепой отправляет в Польшу, Латвию и Китай Петриковский лесхоз. С выходом на международные рынки сбыта увеличил объемы работы Пинский лесхоз, который стабильно грузит до сотни вагонов в месяц. Солидную долю грузов дают предприятия ГП «Беларусьторг» и УП «Гомельвторчермет».
Для Петриковского рыбхоза приходят вагоны с комбикормом и известью, а для местного агросервиса – с удобрениями. Внушают оптимизм и планы наших новых клиентов:
ООО «Функциональные продукты» отправляет керамзит на экспорт, а ООО «Дом керамзита» – по Беларуси. Еще свыше десяти различных государственных и частных предприятий грузят и выгружают свою продукцию на путях общего пользования. Появление рядом приемоотправочного парка позволит расширить клиентский портфель.
Станция Муляровка – ближайшая к районному центру Петриков. Здесь ведется круглосуточная продажа билетов на поезда региональных, межрегиональных и международных линий. С железнодорожным расписанием увязано и курсирование автобусов между поселком и райцентром.
– Поэтому пассажиропоток всегда стабильный, особенно в летний период, – отмечает один из опытных работников станции, билетный кассир Валентина Захарченя.
Много лет здесь трудятся также коммерческий агент по транспортному обслуживанию Людмила Воробьёва, дежурные по станции Владимир Тимошишин и Татьяна Мищенко, составители поездов братья Александр и Сергей Пинчуки.
– У нас трудятся 25 человек, причем каждый четвертый – по имени Александр. Вот такая изюминка коллектива. Более того, неделю назад к нам на практику пришел составителем поездов мой полный тезка – Саша Пинчук, – улыбается Александр Пинчук. – Несмотря на то, что он только осваивает профессию, парень старательный и внимательный. А вообще молодежи у нас немного, в основном – люди с многолетним опытом. Для некоторых станция Муляровка стала первым и единственным рабочим местом.
Своя формула успеха
Внимательность к мелочам, помноженная на двое, а еще многолетний опыт и крепкие технические знания – формула профессионального мастерства осмотрщика-ремонтника вагонов Гомельского вагонного депо Сергея Башмура. Два года подряд на дорожном конкурсе профмастерства он становился «Лучшим по профессии», а по итогам 2018-го отмечен премией имени машиниста В. А. Яцкевича.
Сергей Владимирович – человек немногословный и скромный. Он придерживается принципа «меньше слов – больше дела». Да и беседовать ему некогда: через контрольный пост безопасности на станции Буда-Кошелевская, где с 2016 года работает мой собеседник, в течение смены проходит до 20 пар грузовых и пассажирских поездов. И каждый вагон он должен осмотреть в движении, убедиться, что нет технических неисправностей, угрожающих безопасности. Также в его обязанности входит обследование подвижного состава под погрузку.
– Сегодня на дороге немало современной техники, которая помогает выявлять нагрев букс, неисправности тормозного оборудования, ходовой части движущихся вагонов. Тем не менее главным инструментом осмотрщика по-прежнему остаются глаза. И абсолютная концентрация: когда иду к поезду, ни о чем, кроме работы, не думаю, чтобы не притупить бдительность, – объясняет собеседник. – Немаловажную роль играет интуиция. Не раз при осмотре состава «с ходу» срабатывало, как говорят, шестое чувство. К примеру, при неравномерном прокате на ободе в большинстве случаев в диске колесной пары будет трещина. Если ее вовремя не выявить, она потемнеет, покроется ржавчиной и может быть даже не даст о себе знать, перестанет развиваться. Но это не значит, что она не таит в себе опасности. Загрузят вагон – и трещина «оживет», пойдет дальше вглубь металла, а это может привести к непредсказуемым последствиям.
Сергея Башмура часто называют человеком-энциклопедией. За годы работы в депо он выявил все известные технические неисправности в грузовых вагонах различных типов. О серьезном отношении к работе свидетельствуют врученные ему нагрудный знак «Отличник Белорусской железной дороги» и Почетная грамота Белорусской железной дороги. Высочайший уровень мастерства он продемонстрировал и в нынешнем году на дорожном конкурсе «Лучший по профессии». Сергей Владимирович правильно ответил на все вопросы тестирования, а также обнаружил 46 неисправностей в грузовых вагонах и в сумме набрал 200 баллов. Это максимальный результат за всю историю состязания.
– Сергея Башмура отличает ответственный подход к делу, – рассказывает о подчиненном начальник ПТО на станции Гомель-Сортировочный (нечетный) Генрих Яскелевич. – Каждую деталь вагона, которая вызывает у него сомнение, он проверит несколько раз. И выявленные им дефекты стопроцентно подтверждаются приборами.
В Гомельское вагонное депо железнодорожник пришел в 1992 году после службы в армии. До этого окончил отраслевое училище № 35 в областном центре, где получил права помощника машиниста паровоза и тепловоза.
– На мой выбор повлиял отец. Он много лет работал в Гомельской дистанции сигнализации и связи. Обслуживал оборудование, установленное на территории локомотивного депо. И я часто бывал у него на работе, знал все серии тепловозов, эксплуатировавшихся в то время. Наверное, тогда и проникся железнодорожным духом, – вспоминает собеседник. – Почему после училища не трудился по специальности? Время тогда наступило сложное. Но я не жалею, что пришел в вагонное депо. На предприятии сразу предупредили, что работа ответственная, тяжелая. Начинал слесарем по ремонту подвижного состава. Через год успешно сдал экзамен на осмотрщика-ремонтника вагонов. Специальных курсов не было – готовился самостоятельно. Штудировал техническую документацию, справочники, журналы. Освоить все тонкости профессии помог один из опытных работников депо Анатолий Шелушков. До сих пор помню его советы. Он научил меня определять на слух дефекты еще при заходе состава, распознавать характерный скрежет, пощелкивание в подшипниках. Во время осмотра только по звуку можно определить до 30% дефектов. Звонкий однородный – все в порядке. Глухой, быстрозатухающий, дребезжащий – ищи трещину.
За много лет Сергей Башмур и сам подготовил не один десяток высококлассных специалистов. По его мнению, основное требование, предъявляемое к осмотрщику-ремонтнику вагонов, – любовь к выбранной профессии. А еще необходимо постоянно учиться, поскольку самообразование в этом деле играет немаловажную роль: подвижной состав постоянно обновляется, меняются модели вагонов и подшипников.
Лидия СЕРГЕЕВА