Расстояния для дружбы не помеха

Одним из самых популярных направлений для деловых и туристических поездок в последние годы является Китай. В том числе и у белорусов. Этому в немалой степени способствует безвизовый режим между странами, который начал действовать год назад. Достаточно взять с собой только паспорт, и множество впечатлений гарантировано. Современный Китай может удивить каждого, в чем лично убедился автор этих строк, который посетил Поднебесную в составе делегации общественного объединения «Белорусский союз журналистов».

Уже много лет наш творческий союз поддерживает партнерские отношения с Всекитайской ассоциацией журналистов. В 2015 году в целях усиления взаимопонимания и укрепления дружбы был подписан договор о ежегодном обмене делегациями. За несколько дней принимающая сторона старается в полной мере познакомить коллег не только со спецификой работы средств массовой информации, но и показать успехи и достижения страны в целом. А общего у белорусских и китайских журналистов немало. За последние годы произошли кардинальные перемены в мировом информационном пространстве. Значительную роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом получения новостей и пространством для общения. Журналисты активно внедряют новые способы коммуникации с читателями, прежде всего через страницы во Всемирной паутине и аккаунты в социальных сетях.
Ведущие СМИ Китая в режиме реального времени отслеживают, какие новости и материалы пользуются наибольшей популярностью у аудитории. Такие данные уже напрямую влияют на работу журналистов.
В этом белорусские коллеги смогли убедиться воочию. Первой мы посетили редакцию газеты «Чайна Дэйли». Это ежедневное издание на английском языке, которое выпускается с июня 1981 года.
Белорусов ждали и в редакции журнала «Чайна Ньюсуик». Он выходит на английском языке и распространяется за рубежом. Его издателем является информационное агентство «Китайская служба новостей», которое считается вторым по величине в Поднебесной. Оно выпускает порядка 10 журналов на ведущих языках мира. Эти издания ориентированы на иностранных читателей, а также китайцев, живущих за рубежом. В информационном агентстве работает более 1 тыс. сотрудников. Помимо центрального офиса в Пекине открыто 28 филиалов в других городах Китая, а также в Токио, Бангкоке, Куала-Лумпуре, Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Ванкувере, Лондоне, Париже, Сиднее и Москве.
Наверное, любой человек, приезжающий в Поднебесную, стремится посетить и крупнейший на нашей планете памятник архитектуры. Великая Китайская стена протянулась почти на 9 тыс. км. Добраться до нее из Пекина очень просто. Существует несколько участков недалеко от города, все они – отдельные музейные объекты. Нам довелось побывать на заставе «Цзюйюнгуань». Это один из самых сложных по рельефу участков в окрестностях столицы. Поэтому здесь относительно спокойно и не так много туристов. Сразу от автостоянки стена уходит резко вверх, поднимается на вершину горы, покорить ее для белорусских журналистов оказалось делом чести. Самое главное – не переоценить возможности и оставить силы на спуск, который тоже дается весьма непросто.
Немало впечатлений и от самого Пекина, где значительные средства вкладывают в транспортную инфраструктуру. Благодаря множеству многоуровневых развязок в одном из крупнейших городов мира нет больших заторов и пробок. Движение, конечно, оживленное, особенно в часы пик. Но нельзя сказать, что на дорогах какой-то хаос. Водители, бывает, очень резко перестраиваются из ряда в ряд, сигналят друг другу, однако аварийных ситуаций не возникает. Довольно популярны велосипеды и мотороллеры. Для них выделены дорожки и есть огромное количество удобных парковок.
Одна из главных бед Пекина – смог. Нет больше в мире столицы, где эта проблема стояла бы так остро. За несколько дней солнце так ни разу и не выглянуло из «дымки». Причем летние месяцы считаются относительно благоприятными. А вот зимой, как признавались сами китайцы, – совсем другое дело. В это время многие горожане используют дополнительные средства обогрева, и в воздух попадает запредельное количество вредных веществ. Поэтому вопросам экологии в городе уделяют особое внимание. На улицах очень много зелени. деревья, кусты и газоны выглядят ухоженными, в грунт высаживают уже взрослые растения, выращенные в питомниках.
Что удивляет в Пекине неподготовленного путешественника – так это огромные толпы на улицах, причем в любое время суток. Людей настолько много, что некоторые туристы предпочитают проводить время в гостиницах, выбираясь на улицы только ранним утром или по ночам. Но так в Китае не везде – перенаселенные регионы лишь на востоке страны и на юге.
В той же провинции Цинхай, которая по территории в три раза больше, чем Беларусь, проживает «всего» 6 млн. человек. Ее столица – двухмиллионный город Синин – стала следующей точкой нашего маршрута.
Цинхай-Тибетское нагорье считается одним из самых чистых регионов на Земле. Здесь берут начало крупнейшие реки Азии – Янцзы, Хуанхэ и Меконг. А также находится множество бессточных озер, самое крупное из них – Цинхай, которое и дало название самой провинции. По уровню содержания загрязняющих веществ горные регионы можно сравнить с экологией Северного полюса. Здесь китайские власти, в отличие от промышленно развитого юго-востока, реализуют совсем иную политику, делая ставку на возобновляемые источники энергии и те отрасли, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду, в первую очередь туризм.
А посмотреть здесь есть на что: это и вышеупомянутое соленое озеро, многочисленные национальные парки, тибетские монастыри.
В 2006 году к ним добавилась и Цинхай-Тибетская железная дорога – самая высокогорная в мире. На ней в поездах используются вагоны специальной конструкции с подкачкой кислорода, чтобы пассажиры не страдали от горной болезни. Самая высокогорная станция в мире Тангла находится на высоте 5068 метров. Нам удалось побывать в начальной точке Цинхай-Тибетской железной дороги – на вокзале города Синин. Это уникальный объект транспортной инфраструктуры Китая, с его крытых платформ отправляются как высокоскоростные, так и обычные поезда. Современное здание было сдано в эксплуатацию в июне 2015 года и уже стало одной из визитных карточек города.
Через провинцию Цинхай проходят сухопутные маршруты инициативы «Один пояс – один путь». Контейнерные поезда отсюда следуют через Казахстан, Россию и Беларусь в страны Восточной, Центральной и Западной Европы и обратно.

Развитию железных дорог в Китае уделяют особое внимание. Это один из локомотивов роста экономики. Страна уже является безоговорочным мировым лидером по эксплуатации высокоскоростных магистралей. Их протяженность в Китае составляет свыше 25 тыс. км. Это более половины от всех ВСМ в мире. При этом первая сверхбыстрая железная дорога была открыта здесь лишь в 2008 году, накануне пекинской Олимпиады.

Почти половина населения провинции Цинхай относится к национальным меньшинствам. В мире и согласии там живут представители 55 народностей. На улицах Синина многое, включая вывески и надписи на двух языках, напоминает о присутствии тибетской культуры. Те, что на китайском, естественно, крупнее. Представители местных властей, с которыми встретились белорусские журналисты, особо акцентировали внимание на том, что было сделано в провинции за последнее время. Северо-западные регионы стремительно развиваются, равно как и государство в целом.
Китайцы, рассказывая об успехах и достижениях, словно призывают своих друзей: «Делай, как я!». Курс на всестороннее стратегическое партнерство с Китаем, которого придерживается руководство нашей страны, является одной из основ многовекторной внешней политики. Благодаря этому сотрудничеству пишутся и новые страницы истории Белорусской: обновляется тяговый подвижной состав, электрифицируются железнодорожные участки.

Сергей КОКТЫШ

Яндекс.Метрика