Май
Чт
15
2025

Ровесник века

Почетный железнодорожник, кавалер боевых орденов Великой Отечественной и ордена «Знак Почета», в прошлом начальник Гомельского вагонного депо Владимир Табаньков сегодня отмечает 100-летний юбилей.

Для своего возраста виновник торжества выглядит хорошо, и с трудом верится, что за его плечами целый век. Но новенький паспорт с датой рождения 24 августа 1919 года развеял все сомнения.
Теплые слова благодарности ветерану-железнодорожнику адресовал начальник Белорусской Владимир Морозов. Также с круглой датой именинника поздравили представители руководства Гомельского отделения и предприятия, горисполкома, районного совета ветеранов, многочисленные друзья, с которыми он много лет работал вместе. Прозвучало немало добрых слов и пожеланий, самые душевные, безусловно, от родных и близких. Юбиляр – богатый человек: за праздничным столом собрались дочь Валентина и сын Анатолий, а также две внучки, два внука и шестеро правнуков.
Владимир Андреевич – из династии железнодорожников. Его дед и отец много лет трудились в паровозном депо. Часто на производство брали и маленького Вову. Мальчик с интересом наблюдал за работой взрослых, задавал вопросы, но специализацию выбрал другую. В 1937 году поступил на факультет вагоностроения и механической обработки металла Орджоникидзеградского машиностроительного института (после войны – Брянский институт машиностроения).
– В июне 1941 года перед защитой дипломных проектов нас отправили на производственную практику в подмосковные Мытищи.
В день начала войны (это был выходной) мы с однокурсниками собрались в Третьяковскую галерею. Но вместо этого отправились на вокзал, – вспоминает ветеран. – Уехать из Москвы удалось лишь через несколько дней.
Диплом инженера-механика Владимир Андреевич получил в Нижнем Тагиле, куда в начале войны эвакуировали учебное заведение и студентов. В декабре1941-го, уже имея направление на первое место работы в Ульяновск, получил повестку и поехал в Одесское артиллерийское училище имени М. В. Фрунзе, которое в то время базировалось на Урале. В звании старшего лейтенанта топовычислительного взвода попал в 678-й гаубичный артиллерийский Кировоградский полк. Всю войну командовал взводом артиллерийской инструментальной разведки. Дослужился до капитана.
– Нашей основной задачей была подготовка данных для стрельбы. Мы определяли координаты целей врага, которые затем уничтожали наши орудия, – вспоминает ветеран. – В марте 1943 года наш полк вошел в состав войск Воронежского фронта, которые готовились к битве на Курской дуге. Но мне больше всего в память врезался танковый бой под Прохоровкой, как будто это было вчера. Снаряды летели с пронзительным свистом, бежать некуда. Прыгнул я в окоп, молитву вспомнил, а в это время метрах в четырех взорвалась бомба. Накрыло меня волной песка – несколько минут пролежал под слоем земли. Контузило тогда сильно, целую неделю ничего не слышал. Наверное, тогда-то и поверил в ангела-хранителя. Или вот еще был случай. С командиром полка на автомобиле возвращались в штаб. На минуту остановились, чтобы осмотреться на местности. Только отъехали, как туда, где мы только что стояли, упал снаряд.

Начальник связи полка Александр Никитин, начальник штаба Михаил Карпеев и старший лейтенант Владимир Табаньков (1944 – 1945 гг.)

Владимир Табаньков воевал на нескольких фронтах: Воронежском, 2-м Украинском, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском. Освобождал Кировоград, Полтаву. Затем были боевые операции – Ясско-Кишиневская и «Багратион», сражения в Венгрии и Австрии.
За освобождение Беларуси Владимир Табаньков удостоен своей первой награды – ордена Красной Звезды. Один из двух орденов Отечественной войны (II степени) получил за героизм, проявленный в 1945 году при переправе через реку Рабу на границе с Австрией. Тогда наблюдательный пункт дивизиона потерял связь с огневыми позициями. Табаньков вместе с телефонистами под непрекращающимся огнем противника установил связь, тем самым обеспечил своевременный удар нашей батареи по огневым точкам врага. После чего пехота форсировала водный рубеж. Свой последний бой Владимир Андреевич провел под Прагой в составе 2-го Украинского фронта, где и встретил Победу.
Парадный пиджак ветерана украшают 17 медалей, среди них – «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». А несколько лет назад к ним добавились две юбилейные награды из Чехии и Украины.
После окончания войны Владимиру Андреевичу неоднократно предлагали остаться на службе, но молодой человек мечтал о железной дороге и родном Гомеле. Вскоре вышел указ Сталина о возвращении всех специалистов в народное хозяйство. И в июне 1946 года капитан Табаньков приехал в разрушенный город над Сожем. Устроился инженером механического оборудования в вагонный участок, уже через два месяца его повысили до старшего. Следующие шесть лет отвечал за ведение партийно-политической работы: был членом райкома, горкома, обкома партии. Когда появилась возможность вернуться на производство, с радостью согласился. Успешно справлялся с обязанностями как старшего инженера депо, так и главного.
В 1954-м возглавил коллектив предприятия. За двадцать четыре года он много сделал для развития производства. Под его руководством с 1968-го по 1971 год была проведена полномасштабная реконструкция депо.
– Изменилась технология ремонта вагонов, в частности, внедрили поточный метод их «оздоровления», – вспоминает ветеран. – Большое внимание уделили модернизации производства, улучшению условий труда. Для этого установили мостовой кран, две кран-балки, механизировали ремонт тележек грузовых вагонов. Открыли новые отделения по ремонту тележек и роликовых подшипников колесных пар, внедряли новые технологии. В результате – объем ремонта вырос в пять раз.
Показательно, что около сорока наиболее наукоемких рационализаторских предложений по улучшению и совершенствованию деятельности депо Владимир Андреевич разработал лично. Активно занимался и общественной деятельностью: многократно избирался в городской и областной советы депутатов. В 1977 году возглавил отдел вагонного хозяйства Гомельского отделения. А через два года ушел на пенсию, однако продолжал трудиться в депо на различных должностях до мая 1986-го. Из 100 лет 90 Владимир Табаньков прожил в Гомеле.
В 1946 году встретил свою единственную и любимую Нину Ефимовну, с которой они были вместе 68 лет. Недалеко от железнодорожного вокзала находятся и родительский дом (сейчас там живет одна из внучек), и его собственный. К слову, многое в нем сделано руками именинника. Он с детства увлекался столярным делом и еще несколько лет назад активно помогал родным обустраивать приусадебный участок.
Те, кто знают этого уважаемого железнодорожника, не удивляются его долгожительству: на заслуженный отдых Владимир Табаньков ушел в 67, но до 90 лет возглавлял совет ветеранов предприятия. Он и сегодня по-военному бодр и собран, охотно делится воспоминаниями, декламирует по памяти стихи и напевает военные песни. Правда, сетует, что зрение стало подводить, но вглядываясь в фотографии памятного альбома, он без запинки перечисляет имена и звания сослуживцев, боевых товарищей, а также коллег, с которыми много лет работал.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика