На новые рельсы

Сентябрь 1939 года перевернул мировую историю, перекроил карту Европы и ознаменовал собой начало страшной трагедии для всего человечества – Второй мировой войны. Однако для нашей республики эта дата не столь однозначна, поскольку свидетельствует о воссоединении Западной Беларуси, присоединенной согласно условиям Рижского мира 1921 года к Польше, с БССР в пределах одной республики.

Пограничная станция Негорелое. Фото 1930-х гг.

Для железных дорог Беларуси сентябрь 1939 года – июнь 1941-го – период интенсивных преобразований: из разных систем БССР, Польши и позже Литвы – формировалась единая сеть магистрали в рамках новой территории Беларуси. Это подразумевало необходимость скорейшей реконструкции железных дорог в западных районах, «перешивку» путей с западноевропейской колеи (1435 мм) на советскую (1524 мм), а также организационные изменения.
17 сентября 1939 года Красная армия пересекла советско-польскую границу и заняла важнейшие центры Западной Беларуси: 18 сентября – Вильно, 19 сентября – Белосток, 22 сентября – Брест.
Железные дороги Беларуси перешли на военный график 13 сентября. Действовали перевалочные пункты на станциях Крулевщизна, Молодечно, Столбцы, Барановичи, Микашевичи.
Напряженно работала станция Минск-Товарный: в Негорелое шли поезда с интервалом в 15 минут. После воссоединения в Западную Беларусь доставляли потребительские товары, материалы, оборудование. Только за два дня – 17 и 18 сентября – Минский железнодорожный узел отправил в вагонах 6 тыс. тонн пищевой соли, 700 тонн керосина, 5 тыс. ящиков спичек и более 7 тыс. – махорки.
30 сентября Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «О железнодорожной сети в Западной Белоруссии и в Западной Украине». Были определены новые дороги: Виленская с Управлением в Вильно и Брест-Литовская – соответственно в Брест-Литовске. Их организацию и назначение начальников поручили командованию Западного фронта. В связи с передачей Виленского края Литве Виленскую дорогу переименовали в Белостокскую с Управлением в Белостоке, а руководство Брест-Литовской было передано в Барановичи. Правовое образование этих магистралей определялось приказом НКПС от 2 декабря 1939 года № 229Ц. Железные дороги БССР приросли по Брест-Литовской – на 1148 км и по Белостокской – на 2815 км.
Комплектование советскими кадрами осуществлялось за счет притока из восточных областей.
Было образовано 7 отделений движения и паровозного хозяйства, 7 дистанций сигнализации и связи, 20 дистанций пути. Новые участки изначально имели западноевропейскую колею, а также паровозы и вагоны, предназначенные для движения по ней. Инженерная элита НКПС предложила эксплуатировать технику на этой колее, образовав три станции перегрузки (перестановки). Однако была принята позиция правительства: «перешивать» новые участки на советскую колею, переделывать паровозы и вагоны. Задача оказалась сложной: не хватало средств, запасных частей, материалов, рабочей силы. Проводилась частичная «перешивка», так и не законченная до начала Великой Отечественной. Участки эксплуатировались по двум колеям в тяжелых условиях, забивались вагонами, не справляясь с переработкой вагонопотока, имея низкие показатели работы.
Инфраструктура дорог развивалась медленно, и только в конце 1940 года стали планировать реконструкцию устройств. Трудности заключались и в том, что организация движения осуществлялась на польском языке, с использованием польских бланков, по правилам технической эксплуатации Польских железных дорог. Только к лету 1940-го перешли на ПТЭ СССР, стали использовать русский язык и советскую документацию.
Параллельно приступили к созданию новой власти на присоединенной территории.
22 октября прошли выборы в Народное собрание. Железнодорожников представлял Николай Ивановский – помощник машиниста депо Лида.
28 октября в Белостоке состоялось первое заседание избранного Народного собрания Западной Беларуси. В состав Президиума вошли 40 человек. На утреннем заседании 29 октября выступили Янка Купала и Якуб Колас.

Карта Брест-Литовской железной дороги

Постановлением бюро ЦК КП(б)Б от 19 ноября 1939 года №104 были упразднены воеводства и созданы области: Вилейская (бывшее Виленское воеводство), Барановичская (бывшее Новогрудское), Белостокская, Пинская и Брестская (из Полесского). Все облисполкомы были образованы 7 декабря. Указом Президиума Верховного Совета БССР от 15 января 1940 года упразднено деление на уезды и установлено деление на 24 района. Белосток, Гродно и Ломжа стали самостоятельными административно-территориальными единицами.
Уже в 1939 году начались аграрные преобразования. Принимались меры по организации школьного образования, развитию культуры, создавались промышленные предприятия местного значения. Объем валовой продукции за 1940-й увеличился вдвое по сравнению с 1938-м и составил 27,6% промышленного производства республики.
Новые власти, понимая значение железнодорожного транспорта, уделяли большое внимание реконструкции его инфраструктуры. Решением Белостокского облисполкома от 11 апреля 1941 года «Об обеспечении железнодорожного строительства по Белостокской железной дороге» строительным участкам Дорстроя были выделены трудовые ресурсы. Другим постановлением с 10 апреля ввели обязательную трудовую и гужевую повинность для работ по оборонному строительству на дороге. Также с 10 апреля 1941-го разрешили открыть балластный карьер у станции Курьяны.
Планом оборонного строительства в мае-июне предполагалась «перешивка» колеи на участках Волковыск – Свислочь, Мосты – Наревка, Белосток – Чижев, Белосток – Гродно, Поречье – Марцинканцы, Поречье – Друскеники, Белосток – Бельск – Черемха, Белосток – Гродно; развитие станций Белосток, Волковыск, Черемха, Гродно; строительство полуавтоблокировки на участках Волковыск – Белосток, Марцинканцы – Гродно, Белосток – Зарембы, Беловеж – Гайновка – Черемха, Белосток – Черемха; оборудование электрожезловой системой участков Гродно – Лососно – Августов, Ланы – Курпе – Граево; обеспечение диспетчерской связью станции Поречье, Друскеники, Жидомля, Гайнувка, Беловеж; введение механической централизации на станциях Белосток и Волковыск.
Но намеченному не суждено было сбыться по нескольким объективным и субъективным причинам. Во-первых, исполнение работ планировалось так называемым хозяйственным способом, т. е. силами эксплуатационных предприятий служб пути, СЦБ и связи, паровозной. Во-вторых, плана поставки оборудования не существовало. НКПС не осознал первоочередность технического переоснащения объектов, обеспечивающих необходимую пропускную способность, и перевооружение велось силами дороги. В третьих, финансирование процесса шло трудно, средств не хватало. И главное – все планы перечеркнула начавшаяся война.
После Победы, согласно решениям Ялтинской конференции, где присутствовали главы трех держав, западная граница Польши прошла по линии Керзона. В результате договора между СССР и Польшей от Западной Беларуси в состав Польши включили Белосточчину. Белостокская железная дорога передала Польским дорогам предприятия, находившиеся на этой территории. Управление перевели в Гродно. 20 сентября 1944 года была образована Гродненская область в составе нескольких районов Белостокской и Барановичской областей (Берестовица, Крынки, Волковыск, Гродно, Свислочь, Скидель, Сопоцкин, Василишки, Воропаево, Желудок, Мосты, Зельва, Лида, Радунь, Щучин). В январе 1954-го упразднены Барановичская, Пинская, Полесская и Полоцкая области.

В послевоенные годы оказывалась серьезная поддержка железнодорожному хозяйству. Были приняты постановления «Об оказании помощи по восстановлению Волковысского железнодорожного узла», «О восстановлении хозяйства Белостокской железной дороги и подготовке к работе в зимних условиях 1944 – 1945 гг.». По этим документам на железнодорожный транспорт возвратили всех железнодорожников, мобилизовали 1500 человек, в том числе плотников, штукатуров, каменщиков, в распоряжение восстановителей выделили 2 тыс. рабочих и 500 подвод.

Дороге выделили участки леса для изготовления 45 тыс. шпал, 250 тыс. м3 дров и 8 тыс. м3 кругляка, предоставили специальные фонды прод- и промтоваров, передали здания для размещения школы, больницы, общежития на 500 мест. Всех работников железнодорожного транспорта в октябре 1944 года расселили в квартиры.
В 1946-м Белостокская дорога была ликвидирована с присоединением ее хозяйства к Брест-Литовской магистрали. А в 1951-м перестала существовать и Брест-Литовская дорога. На ее базе образовали Минскую дорогу, объединенную с Белорусской (Гомель). Так появилась единая Белорусская железная дорога.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика