Рейсы, ставшие судьбой
Андрей Подкопаев 30 лет работает начальником поезда Гомельского вагонного участка. В его жизни многое связано с Белорусской железной дорогой.
С улыбкой мой собеседник говорит, что он счастливый человек, у которого «два дома и оба – любимые». За душевность, искренность и удивительное умение в любой ситуации видеть хорошее уважают и ценят Андрея Витальевича проводники его бригады поезда международных линий № 75/76 Гомель – Москва. На хорошем счету он и у руководства предприятия: фотография железнодорожника неоднократно украшала Доску почета. Кроме того, герой публикации отмечен нагрудными знаками «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней.
В Гомельский вагонный участок Андрей Подкопаев пришел в 1989 году. Начинал с маршрута Гомель – Брест, а через полгода ответственному и активному юноше предложили возглавить поездную бригаду. За три десятка лет он успел поработать на различных направлениях: Гродно, Калининград, Санкт-Петербург, Симферополь, Адлер.
– Ежедневно в российскую столицу отправляются два состава формирования нашего предприятия: поезд № 75/76 Гомель – Москва и фирменный поезд № 55/56 «Сож». И в обоих сервис обеспечен на самом высоком уровне, – рассказывает Андрей Витальевич. – Часто говорят, что пассажир должен чувствовать себя в поезде, как дома. Но я считаю, сегодня этого уже мало. мы должны сделать так, чтобы в поездке было еще лучше, чтобы каждый наш клиент знал: в вагоне его ждут приятное времяпрепровождение, отдых, комфорт и безопасность.
Если для пассажира путешествие начинается с отправления состава, то для поездной бригады – за несколько часов до этого момента. Помимо предрейсовых инструктажей начальник поезда проводит занятия в учебном классе, который оснащен необходимыми наглядными пособиями и материалами. В состав поездных бригад, обслуживающих поезда международных направлений, входят лучшие проводники с многолетним опытом. Они не только специалисты по созданию комфорта, но и отчасти психологи. Кроме того, смогут при необходимости оказать первую помощь пассажиру и принять меры в случае нештатной ситуации.
К слову, ответственность и сложность профессии проводника Андрей Подкопаев прочувствовал еще во время учебы в БИИЖТе, когда в поездной бригаде был стажером проводника пассажирского вагона. Признается, что в таких поездках получил отличную закалку и научился быстро находить выход из любой ситуации. Вспоминает, что без знаний и опыта, особенно в пик сезона летних перевозок, было трудно продержаться даже смену.
– А ведь отраслевой вуз я окончил совсем по другой специальности – «локомотивы и локомотивное хозяйство», – удивляет признанием собеседник. – Я вырос в семье железнодорожников. Отец преподавал в БИИЖТе, мама много лет работала поездным диспетчером в отделении дороги, а сестра продолжает трудиться в пассажирском отделе. Неудивительно, что с детства я мечтал водить поезда. Но не жалею, что так сложилась судьба. Мне нравится общение с людьми, постоянное движение. Даже чай в поезде и крепче, и вкуснее. С нами часто путешествуют интересные личности: поэты, ученые, актеры театра и кино, артисты эстрады.
Главное качество проводника, уверен мой собеседник, это уважение к пассажиру и любовь к выбранной профессии. Тогда и рейс проходит спокойно.
– Не зря говорят: проводник – хозяин вагона. Он должен всегда контролировать ситуацию, но уметь это делать ненавязчиво. В этом и заключаются профессионализм и мастерство, – считает Андрей Витальевич. – Часто бывает, что у пассажиров изначально, еще с момента посадки в поезд плохое настроение. Вот тут и надо проявить выдержку, понимание, суметь переключить негативные эмоции человека на позитив. Не раз становился свидетелем, когда в поездке к моим работникам подходили люди со словами: «Я хочу выразить вам благодарность!». Вот это, наверное, и есть самая главная награда проводнику за его работу и большая гордость для меня, как руководителя.
Лидия СЕРГЕЕВА