Мастерство расшифровки
Пути повышения качества работы проанализированы на семинаре-совещании с участием техников по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. На этой встрече в Полоцке собрались представители локомотивных депо Белорусской железной дороги, а также службы локомотивного хозяйства, БелГУТа, Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, коллеги-железнодорожники из Литвы и Латвии.
Мероприятие состоялось на базе локомотивного депо Полоцк. По объему эксплуатационной работы это предприятие входит в пятерку крупнейших на Белорусской магистрали. В штате (с учетом оборотного депо Крулевщизна) – около 500 машинистов и их помощников, машинистов-инструкторов. Плечи обслуживания – от Полоцка до Витебска, Минска, латвийского Даугавпилса, а также направления Крулевщизна – Лынтупы, Воропаево – Друя. Особенно много маневровой работы на станции Новополоцк.
– Техники-расшифровщики играют важную роль в нашей ежедневной деятельности, – отметил начальник локомотивного депо Полоцк Эдуард Михеенко. – Они анализируют результаты каждой поездки наших локомотивных бригад, оценивают безопасность их работы.
К таким специалистам поступают данные, записанные на бумажном или электронном носителе. Показатели скорости движения локомотива, временных остановок и другое – все фиксируется в виде графиков и множества линий. Это напоминает медицинскую кардиограмму. И задача техника по расшифровке скоростемерных лент – провести диагностику, выявить отклонения от нормы и установить «диагноз». Хорошо известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Работа «расшифровщиков» нацелена на профилактику, то есть на предупреждение нарушений. На основе полученных данных специалисты выявляют недостатки, подсказывают локомотивным бригадам и машинистам-инструкторам, каким образом можно совершенствовать их работу. Чтобы успешно справляться с этими задачами, нужно хорошо понимать специфику труда машинистов и их помощников, досконально знать и применять ПТЭ, другие документы.
– Каждая смена не похожа на другую, – рассказывает о своей работе техник по расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей информации Светлана Ковалёва. – Ведь каждая поездка – особенная, и наша задача – все внимательно просмотреть, подготовить по запросам необходимые справки.
Она самая опытная в локомотивном депо Полоцк среди специалистов соответствующего профиля. На магистрали трудится с 1998 года, а непосредственно по нынешней специальности – с 2008-го. За это время накопила богатый опыт, которым щедро делится с коллегами. В колледже и университете специалистов такого профиля не готовят. Поэтому знания и традиции передаются от человека к человеку. И каждый техник-расшифровщик – уникальный работник. Сейчас во всех локомотивных депо насчитывается около 50 таких специалистов.
Ирина Устинович, которая трудится в локомотивном депо Витебск, также опытнейший техник-расшифровщик. На Белорусской магистрали она с 1991 года, а непосредственно по нынешнему профилю – с 2000-го. Отлично справляться с работой помогает опыт. Два года подряд ее признают лучшей в дорожном конкурсе.
– Мы должны до мелочей знать специфику работы локомотивных бригад, в том числе особенности управления тяговым и моторвагонным подвижным составом. А кроме того, уметь «читать» записи скоростемеров, – поясняет Ирина Михайловна. – В таком деле очень важны внимательность, терпение, усидчивость, хорошая память и образное мышление. Необходимо не уставать учиться. Ведь подвижной состав обновляется, внедряются более совершенные устройства и системы безопасности.
Семинар-совещание, который прошел в Полоцке, – это дополнительная возможность проверить и пополнить профессиональные знания, при необходимости сделать «работу над ошибками», задать вопросы и получить компетентные ответы. Его участники проанализировали результаты расшифровок с начала нынешнего года, акцентировали внимание на контроле технологии вождения поездов, безопасности движения. Детально рассмотрели конкретные случаи выявленных нарушений, обсудили сложные ситуации. Затронули и вопросы внедрения, а также особенностей применения устройств безопасности, опытной эксплуатации автоматизированной системы локомотивного хозяйства «Электронная книга расшифровки лент скоростемеров». Для участников встречи были организованны экскурсии по локомотивному депо Полоцк и городу, где познакомили с местными достопримечательностями.
– Такие обучающие встречи проходят регулярно, – отметил ведущий инженер службы локомотивного хозяйства Управления дороги Сергей Ткаченко. – Выводы «расшифровщиков» влияют на оценку труда машинистов, их помощников, машинистов-инструкторов. Наша задача – подсказывать, на что обратить внимание, как повысить уровень безопасности движения поездов. Естественно, специалистам этого профиля и самим приходится задавать для себя высокую планку и самосовершенствоваться.
Семинар-совещание в Полоцке был нацелен на обмен опытом, повышение профессионального мастерства железнодорожников. Со временем внедряется новая техника, объем работы с информацией на бумажных носителях уменьшается, а доля электронных записей увеличивается. В определенной степени это облегчает задачи техников-расшифровщиков. Однако по-прежнему результат зависит не от техники, а от человека – его опыта, профессионального мастерства и усердия, ответственного отношения к делу.
Руслан Ананьев