Октябрь
Сб
12
2024

С высоты восьми веков

Крутогорье, Койданово, Дзержинск… Все это – названия одного из старейших городов нашей страны, история которого насчитывает свыше восьми с половиной столетий. Он был основан на горе Дзержинской – высшей точке Беларуси (345 м над уровнем моря), в 30-ти километрах от столицы.

История этого края хранит множество знаковых событий, в регионе немало памятных мест, которые интересны туристам из разных уголков земного шара.
Датой основания этого местечка принято считать 1146 год. Согласно преданию, в сгоревшей койдановской церкви находилась икона с надписью «Крутогорье, 1146 год», о которой упоминал в своих заметках белорусский путешественник и этнограф Павел Шпилевский. От этой даты историки и решили отсчитывать летопись поселения.
В 1439 году здесь построили один из первых на территории Беларуси костелов. Храм разместился у подножия Гаштольдовой горы. Там же было заложено древнее городище, где в дальнейшем возвели Кальвинский собор. Сегодня от Гаштольдовой горы остался лишь небольшой курган.

Ольга Климук и Марина Воронович

О переименовании местечка существует несколько версий. Говорят, что в этих местах было разбито татарское войско, которым командовал хан Койдан. После битвы город и стали называть Койданово. Согласно другой версии, название произошло от местных кузнецов – койданов. Гора, на которой основан город, давала хорошую руду, а кузнечные изделия из нее высоко ценились.
Военные конфликты между Речью Посполитой и Московским царством нанесли серьезный ущерб городу. Однако начиная со второй половины XVI века, Койданово становится одним из крупных торговых местечек в Беларуси. Удивляли приезжих своим мастерством кузнецы, слесари, бондари, гончары, портные, сапожники, ежегодно проводились ярмарки.
В XVII столетии в ходе одной из войн Койданово, как и множество других поселений, было сожжено. После второго раздела Речи Посполитой эта часть Беларуси вошла в состав Российской империи, и Койданово стало центром волости Минского уезда.
После реформы 1861 года в местечке появились винокуренно-дрожжевой и лесопильный заводы, щетинная фабрика и предприятие по переработке льна. Известность имели местные садоводы – особенно славились койдановские груши. Ценились также местные упряжные лошади. Строительство Московско-Брестской железной дороги ускорило экономическое развитие края. 16 ноября 1871 года от Минска до Негорелого проследовал первый поезд.
В 1918 – 1920 годах город был оккупирован польскими войсками и его сожгли – более половины населения оказалось без крова. Стоит отметить, что огонь часто становился причиной разрушения Дзержинщины. И только одно местечко всегда оставалось нетронутым. С тех пор его так и называют: Негорелое. Это название сохранила за собой и местная железнодорожная станция. С 1921-го по 1939 год она была первой пограничной станцией СССР. Отсюда начиналось движение поездов на Дальний Восток: Негорелое – Хабаровск, Негорелое – Владивосток, Негорелое – Маньчжурия. Гостей с Запада знаменитая «Негорельская арка» встречала словами «Привет трудящимся Запада». В те годы здесь проезжали многие зарубежные и советские писатели, художники, музыканты, артисты, скульпторы, государственные и общественные деятели, ученые, журналисты, летчики, дипломаты.
В феврале 1930 года в Койданово создается первая в БССР машинно-тракторная станция (МТС), а спустя два года местечко получило статус города, затем было переименовано в Дзержинск в честь уроженца здешних мест – революционера Феликса Дзержинского.
В 1939 году граница СССР отодвинулась к Бресту, а Негорелое стало линейной станцией. Ранее здесь находился музей, посвященный ее истории. Сейчас часть экспонатов перенесена в музей Детской железной дороги. Но местные железнодорожники продолжают свою летопись и собирают памятные фотоснимки.
В этом деле начальнику станции Марине Воронович помогают ее подчиненные. Билетные кассиры Ольга Климук и Елена Гладько поддерживают любую инициативу руководителя.
Талантов у работников станции не перечесть: Марина Петровна, например, уже не первый год вышивает иконы, а Ольга Николаевна увлекается садовым ландшафтом, выращивает цветы, вяжет спицами и крючком. Готовые изделия они охотно дарят друзьям и родственникам.
На станции Негорелое Ольга Климук работает с 2002 года. По ее словам, многие пассажиры, когда слышат о Негорелом, первым делом вспоминают паровозы – ранее здесь находилась база запаса железнодорожной техники. С магистралью и паровозами связаны и детские воспоминания Ольги Николаевны.
– Мы жили вблизи путей, поэтому неудивительно, что во время своих прогулок я часто встречала железнодорожников. Тогда еще на платформы грузили танки и другую военную технику, которую всегда сопровождал вооруженный караул, – вспоминает моя собеседница. – Большинство жителей поселка в то время тоже работали на магистрали. Да и сейчас хотя бы один железнодорожник есть в каждой семье, – улыбается Ольга Николаевна. – Окончив школу, я поступила в минский политехнический техникум, чтобы учиться по специальности «инженер-метролог». Однако после рождения детей пришла работать на станцию.
В разговоре железнодорожница часто упоминает Великую Отечественную войну. О событиях тех лет женщине рассказывала мама. От немецко-фашистских захватчиков район был освобожден 7 июля 1944 года в ходе операции «Багратион». На фронтах Великой Отечественной погибло 1847 уроженцев Дзержинщины. Всего же в рядах Красной армии, партизанских отрядах и подполье сражалось с врагом свыше 4 тыс. ее земляков.
Деревня Станьково Дзержинского района – родина юного героя Марата Казея. Улица, где находится дом партизана, названа в его честь.
В 1987 году там был открыт мемориал. Еще эта деревенька известна старинной усадьбой конца XIX века, принадлежавшей графу Эмерику Гуттен-Чапскому.
В господском доме в 1930-х гг. снимался фильм по повести Пушкина «Дубровский». Усадьба находилась возле библиотеки «Скарбница», где при графе была собрана большая коллекция книг и редких монет. Среди них – денежные знаки Российской империи, Польского королевства и Великого княжества Литовского. Усадьба Чапских в Станьково славилась и роскошным парком. Здесь произрастало около 500 видов деревьев.
Примечателен также парк в деревне Калинино, разбитый паном Вильгельмом Ельским. В нем растет четыре вида лиственных деревьев, не характерных для средней полосы Беларуси, и около 400 сортов роз.
В Станьково функционирует центр экологического туризма. Гости могут посетить зоопарк, совершить конную прогулку и отдохнуть на природе. Ближе к Новому году из своей летней резиденции сюда переезжает Дед Мороз. В это время Станьково наполняется звонким смехом детворы. Достойны упоминания и памятники архитектуры здешних мест. Это костел Святой Анны (вторая половина XVIII века), Свято-Покровская церковь (возведена в 1851-м), храм Святителя Николая Чудотворца (1858 год), из новейших – костел Святого Иоанна Крестителя (д. Волма, 2003 год) и Храм Вознесения Господня (г. Фаниполь, 2000 год), памятники в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, Аллея Памяти Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда – уроженцев Дзержинщины, братские могилы красноармейцев, советских воинов и партизан, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, могилы жертв фашизма, памятные знаки в честь 850-летия города и в честь 16-го Дзержинского пограничного отряда. а также археологические памятники: городища железного века, эпохи Киевской Руси и позднего феодализма (урочище Крутогорье, Гаштольдова гора, Кальвинщина, Акопище).
В районе действует Дзержинский историко-краеведческий музей, Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов. Здесь же (в Негорелом) находится единственный в Беларуси воскоперерабатывающий и ульевой завод и еще с два десятка предприятий различных форм собственности. В Фаниполе – городе-спутнике Минска – разместился завод по производству современного рельсового подвижного состава «Штадлер Минск». Неподалеку от самой высокой точки Беларуси расположен известный многим любителям активного отдыха парк «Якутские горы».
В этих краях прошло детство начальника станции Негорелое Марины Воронович. Воспитанница малой Белорусской, она работала дежурным по станциям Бобр, Приямино, Койданово. Около 15 лет была маневровым диспетчером на станции Шабаны.
– Каждый раз, проезжая на поезде мимо Негорелого, мое сердце билось чаще. А когда вернулась сюда, ощутила, что сбылось все, о чем я мечтала.
С родным поселком больше расставаться не хочу, но до сих пор люблю узнавать о новых местах: вместе с коллективом мы уже посетили Гродно, Полоцк, Туров и Могилев. Даже за границей бываем. Но меня всегда тянет обратно, на родную Дзержинщину.

Анна Шкабарина

Яндекс.Метрика