Февраль
Вс
28
2021

В служении любимому делу

В сентябре исполнилось бы 100 лет со дня рождения бывшего начальника вычислительного центра Белорусской железной дороги Владимира Сивака.

Во время посещения вычислительного центра участниками республиканской конференции по экономическому образованию. Минск, 1977 год. Владимир Сивак – четвертый справа

Под руководством Владимира Ефимовича это предприятие первым на сети дорог Советского Союза приблизилось к созданию автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом.
Владимир Сивак окончил Харьковский институт инженеров транспорта в 1947 году. Еще в вузе будущий инженер проявлял исследовательские способности и был приглашен на учебу в аспирантуру. Но молодой специалист решил отдать свои знания производству и после получения диплома уехал в Среднюю Азию. Осваивал тепловозную тягу в локомотивном депо Чарджоу Ашхабадской дороги, затем впервые в стране – заводской ремонт тепловозов на Астраханском тепловозоремонтном заводе. В те годы Сивак написал несколько работ, посвященных обслуживанию и ремонту дизельных установок и эксплуатации тепловозов.
В 1962 году Владимира Ефимовича направили в Минск, в Управление дороги, где в должности начальника технического отдела службы локомотивного хозяйства участвовал в работах по переводу Белорусской магистрали на тепловозную тягу. А в 1968-м его назначили заместителем начальника техотдела дороги – руководителем группы вычислительной техники, которая объединила 13 специалистов. Основными ее задачами были изучение отечественного и зарубежного опыта применения на железнодорожном транспорте электронно-вычислительной техники и выработка предложений по ее использованию на Белорусской магистрали. В том же году на дорогу поступила электронно-цифровая вычислительная машина «Минск-22». А с февраля 1969-го группу переименовали в лабораторию электронно-вычислительной техники с соответствующим штатом. Ее сотрудники разрабатывали технологическое и программное обеспечение, выдавали решения на ЭЦВМ и проводили техническое обслуживание устройств. С помощью машины «Минск-22» стали составлять месячные планы – вначале по погрузке, а затем и маршрутизации для станций, которые применяли новую технологию работы. В дальнейшем она получила название «Белорусская система маршрутизации» и была одобрена на коллегии Министерства путей сообщения СССР.
В 1971 году на Белорусской магистрали установили первую ЭВМ «Минск-32». Распоряжением МПС и начальника Белорусской железной дороги лаборатория электронно-вычислительной техники была преобразована в Дорожный вычислительный центр. Первым его начальником стал Владимир Сивак. Умелый организатор, он привлекал хороших специалистов, создавал благоприятные условия для работы и постоянно держал их в курсе всех новинок электронно-вычислительной техники. Добился и того, чтобы в творческом коллективе царила атмосфера доброжелательности и уважения.
Владимир Ефимович публиковал свои статьи в специализированных научных журналах, выезжал в командировки для ознакомления с опытом работы на железные дороги страны. За десятилетие, в течение которого он возглавлял предприятие, специалисты реализовали многие важнейшие решения. Так, на Белорусской, впервые на железнодорожном транспорте СССР задействовали систему, при которой абоненты по телеграфному аппарату сами, без помощи операторов выходили на связь с центральной ЭВМ ДВЦ, передавали или получали от нее информацию. Это и другие достижения открывали принципиально новые возможности в использовании ЭВМ и давали импульс для развития автоматизированной системы оперативного управления перевозочными процессами.
Новые разработки Белорусской железной дороги по вычислительной технике экспонировались на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Владимир Сивак был удостоен серебряной медали ВДНХ. А в декабре 1981 года коллегия МПС рассмотрела вопрос о совершенствовании управления эксплуатационной работой на основе внедрения АСУ на Белорусской магистрали и о мерах распространения опыта на сети железных дорог СССР.
За безупречный труд Владимир Сивак заслужил высшую отраслевую награду – знак «Почетному железнодорожнику», а также ему была объявлена Благодарность министра путей сообщения.
Человек исключительной работоспособности, энциклопедических знаний, добрый и общительный – таким знали Владимира Ефимовича работники нашей магистрали.
Людмила ГРОМЫКО, председатель совета ветеранов Главного информационного расчетного центра Белорусской железной дороги

Яндекс.Метрика