Оставить свой след
За более чем четыре десятилетия работы на Белорусской магистрали Александр Сильченко прошел путь от слесаря до старшего дорожного ревизора по пассажирскому и вагонному хозяйствам службы по безопасности движения. Нынешний год для Александра Ивановича – юбилейный: он отметил 70-летие.
…Профессию железнодорожника выбрал по совету отца. Окончив, как и старший брат, гомельский железнодорожный техникум и отслужив в армии, Александр Сильченко пришел на Белорусскую магистраль. Она и стала делом всей его жизни.
Он родился в крестьянской семье в поселке Светлый Новоюрковичского сельсовета Брянской области, что на границе Беларуси, России и Украины. С детства учился трудолюбию у своих родителей. Отец Иван Миронович прошел всю Великую Отечественную войну, в колхозе добросовестно работал на разных должностях. Там же трудилась и мать Евдокия Фоковна.
В Минском вагонном депо Александр Сильченко начинал бригадиром подсобно-вспомогательного цеха. Затем более четырех лет был инженером отдела вагонного хозяйства столичного отделения дороги. После вернулся в депо, став инструктором по тормозам и автосцепному оборудованию. Потом в течение пяти лет работал заместителем начальника депо по эксплуатации. Собеседник вспоминает: «В то время предприятие возглавлял Валерий Назаренко, с которым мы в одной группе учились в техникуме. Работать с Валерием Васильевичем было комфортно: всегда даст добрый совет и поддержит в деле. В тогда еще советской стране шла одиннадцатая пятилетка. Продолжало развиваться и вагонное депо. Вводились новые цеха, улучшались условия труда и строилось жилье».
Александр Сильченко в 1985 году перешел на должность начальника отдела вагонного хозяйства Минского отделения. В том же году на дороге начал внедряться белорусский экономический эксперимент, направленный на повышение эффективности работы и значительное ускорение темпов роста производительности труда.
– Изменения коснулись и моего отдела, – замечает Александр Иванович. – Он был преобразован в производственно-технический, с подчинением ему также хозяйств –локомотивного, пути и связи. Первое время пришлось непросто: налаживали работу с разными предприятиями. Вспоминается и другое. Начальником отделения был Евгений Володько. Однажды он поручил мне, как руководителю отдела, проконтролировать решение вопроса об укреплении учебно-материальной базы СПТУ № 103 имени Волоха (ныне Минский профессионально-технический колледж имени Е. П. Юшкевича). Я ежемесячно участвовал в совещаниях под руководством его директора Геннадия Серкутьева. И предприятия отделения тогда учебному заведению многим помогли, благодаря им появились необходимые для учащихся макеты и тренажеры.
В 1991 году Александр Сильченко перешел в Управление дороги – в аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов. Опытный специалист, он с той же, полной отдачей сил, работал дорожным, а потом и старшим дорожным ревизором по пассажирскому и вагонному хозяйствам. За 19 лет в аппарате главного ревизора (ныне служба безопасности движения поездов) ему пришлось проводить на местах многочисленные проверки и ревизии.
За безупречный труд на магистрали Александр Сильченко удостоен многих наград, в том числе знака «Почетный железнодорожник».
Сегодня ветеран на заслуженном отдыхе. Много внимания уделяет семье, даче.
– Моя жена Надежда Дмитриевна после окончания железнодорожного техникума работала бухгалтером в отделении дороги, – продолжает он. – Благодаря ее поддержке я заочно окончил БИИЖТ. Вместе мы вырастили двоих детей: дочь Ирину и сына Сергея. Он, к слову, пошел по моим стопам. Окончил БелГУТ и сейчас работает заместителем начальника отдела службы вагонного хозяйства. Выросли и мои внуки. Я часто мысленно возвращаюсь в годы ревизорской работы. Мне посчастливилось трудиться при многих руководителях аппарата главного ревизора дороги: Григории Кужеве, Иване Аксютике, Юлии Милинкевиче, Николае Дыщенко, Алексее Калачеве, Владимире Ринге и Владимире Журавском. Обо всех хочется сказать добрые слова, так же как и коллегах – дорожных ревизорах Анатолии Барташевиче, Сергее Лаптенке, Григории Коваленко, Александре Доморацком, Евгении Портянко. Все они были сплоченным коллективом единомышленников и являются примером для молодежи Белорусской железной дороги.
Станислав САВЧЕНКОВ