Эффективный ресурс
Ежегодно 14 октября под эгидой Международной организации по стандартизации (ISO), Международной электротехнической комиссии (IEC), Международного союза электросвязи (ITU) проходит Всемирный день стандартизации. Это способ воздать должное совместным усилиям тысяч экспертов во всем мире, разрабатывающим добровольные технические соглашения, которые публикуются в качестве международных стандартов. Данный профессиональный праздник также отмечается в Республике Беларусь и профильными специалистами Белорусской магистрали.
– Сегодня мы часто задаемся вопросом, как оценивать и регулировать работу по стандартизации на железной дороге? По общему количеству стандартов, периоду их согласования и прохождения экспертизы, по числу внедренных инноваций и установленных норм и требований, по содержанию годовых отчетов или по иным показателям? – рассказал начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Владимир Фролов. – По нашему мнению, рассматривать ее в отрыве от общей работы и задач, стоящих перед Белорусской железной дорогой, невозможно. Стандартизация основывается на принципах открытости и участия всех компетентных заинтересованных сторон Белорусской магистрали, что обеспечивает технологическую и экономическую безопасность функционирования большого и сложного организма дороги.
В настоящее время, как пояснил Владимир Фролов, ключевыми направлениями деятельности по стандартизации являются:
– соблюдение требований Закона «О техническом нормировании и стандартизации» и формирование отраслевого фонда нормативных документов;
– актуализация и пересмотр отраслевых стандартов: они приводятся в соответствие с современным уровнем развития техники и технологий, на их основе разрабатываются документы по стандартизации других видов, в том числе гармонизированные с требованиями международных стандартов;
– участие в работах международных технических комитетов по стандартизации в рамках взаимодействия с МТК 524 «Железнодорожный транспорт», ИСО/ТК 269 «Железнодорожные применения», а также в экспертных и рабочих группах;
– формирование планов (программ) стандартизации и контроль за их реализацией.
В 2019 году Всемирный день стандартизации проходит под девизом «Стандарты видеотехнологий создают глобальную площадку». На Белорусской железной дороге данная деятельность регламентирована стандартами организации СТП БЧ 19.303-2019 «Системы видеонаблюдения. Порядок обслуживания» и СТП БЧ 19.295-2019 «Системы видеонаблюдения. Порядок проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию».
– Внедрение данных документов оказалось весьма своевременным шагом, – отметил Владимир Фролов. – Поскольку применение систем видеонаблюдения позволило обеспечить контроль за местами пребывания граждан, зонами повышенной опасности (сортировочными горками, железнодорожными станциями), за процессом расформирования-формирования составов в режиме реального времени, а также за соблюдением персоналом требований охраны труда и безопасности движения.
Также на дороге утвержден Порядок эксплуатации и предоставления сервиса проведения видеосовещаний с рабочих мест пользователей Управления Белорусской железной дороги на базе программного обеспечения Skype for business. Действует Инструкция о порядке использования персональных видеорегистраторов работниками поездных бригад Белорусской железной дороги, осуществляющими обслуживание пассажиров в пассажирских поездах.
Совместно с ГАИ УВД Миноблисполкома и СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» Белорусская магистраль прорабатывает вопрос оснащения железнодорожных переездов комплексами фиксации нарушений ПДД при их пересечении на запрещающий сигнал светофора. Рассматривается проект по оборудованию переездов без дежурного автоматическими шлагбаумами, управлять которыми будут работники, занятые на прилегающих аналогичных объектах. Также здесь планируется установить системы видеонаблюдения с выводом информации дежурным по переезду и станции.
Возможность выхода на качественно новый уровень управления перевозочными процессами на Белорусской магистрали появилась благодаря строительству нового Центра управления перевозками и оснащению его техническими средствами, позволяющими оптимизировать систему управления перевозочным процессом и обеспечить оперативность реагирования и фиксации данных. На сегодняшний день заработало табло коллективного пользования ЦУП, внедряется система формирования актуального расписания движения поездов, тестируется система автоведения поездов (автодиспетчер).
Планы на 2019 год предусматривают создание 116 проектов отраслевых нормативных документов (стандартов, технических кодексов и др.), а также участие белорусских специалистов в переработке 4 межгосударственных стандартов. В среднесрочной перспективе деятельность в области стандартизации будет направлена на повышение ее эффективности за счет доступности и открытости применяемых дорожных нормативных документов, собранных в электронном централизованном фонде.
– Выбранная тематика Дня стандартизации говорит о том, что надо уделять внимание видеотехнологиям и стандартам в данной области, – подчеркнул Владимир Фролов. – Это позволит отрасли удовлетворять растущий спрос на современные коммуникации, улучшить процессы на железнодорожном транспорте. В наш профессиональный праздник поздравляем всех специалистов железнодорожной отрасли, чья деятельность связана со стандартизацией и разработкой нормативно-технических документов, направленных на устойчивую и безопасную работу железнодорожного транспорта!
Инга МИНДАЛЁВА